Что проверяет пфр при выездной проверке

Ответы на вопросы в статье по теме: "Что проверяет пфр при выездной проверке" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Секреты проверок Пенсионного фонда

В этом году плательщиков страховых взносов ожидают первые выездные проверки. Пенсионный фонд выпустил Методические рекомендации об их проведении. Документ оказался в распоряжении редакции. О том, как бухгалтерам подготовиться к встрече с проверяющими, — в теме номера.

Кто на новенького?

Новые рекомендации намного объемнее и содержательнее временной методички, которая была утверждена распоряжением Правления ПФ РФ от 11.05.2010 № 127р «Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

В частности, в документ включены критерии, на которые ориентируется Пенсионный фонд, отбирая компании для проверки. Посмотрим, у кого больше всего шансов попасть в план на проверку.

1. Крупнейшие плательщики.

2. Плательщики, проверку которых заказали правоохранительные или иные органы.

3. Организации, подлежащие ликвидации или реорганизации.

4. Плательщики, которых не проверяли более четырех лет подряд.

5. Плательщики, по информации налоговых органов участвующие в схемах минимизации взносов.

6. Плательщики, которых приглашали на «зарплатные» комиссии, но никаких действий по результатам встреч они не предприняли (зарплата не увеличена, уточненные расчеты с большей облагаемой базой не представлены).

7. Плательщики, у которых в сведениях персонифицированного учета были выявлены несоответствия (например, в части информации о начисленных, уплаченных страховых взносах на ОПС и страховом стаже лица за один и тот же период), но пояснения по ним ПФР так и не дождался.

8. Те, кто не представил отчетность по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) более чем за один прошедший отчетный период.

9. Те, кто не представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета более чем за один прошедший отчетный период.

10. Те, кто осуществляет деятельность в сфере, где масштабы ухода от обложения страховыми взносами значительны. Источником информации могут являться налоговые органы и МВД России.

11. Льготники, применяющие пониженные тарифы страховых взносов на ОПС и ОМС.

12. Те, кто выплачивает среднемесячную зарплату (в первую очередь убыточные предприятия) на одного работника ниже МРОТ либо ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

13. Организации, не выплачивающие заработную плату свыше трех месяцев подряд.

14. Плательщики, у которых снизился объем поступления платежей по сравнению с предыдущими отчетными периодами, то есть если численность работников осталась прежней, а выплаты им урезали. По сути, этот пункт относится к тем, кто выдает часть зарплаты в конвертах.

15. Плательщики, которые сдают нулевую отчетность на протяжении нескольких отчетных периодов.

16. Плательщики, у которых есть задолженности по взносам по актам камеральных проверок свыше двух отчетных периодов подряд.

17. Плательщики, которые мигрируют между налоговыми органами, то есть неоднократно меняют местонахождение.

Отметим, что ряд показателей аналогичен тем, которые используют налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Например, критерий 7 — несоответствие сведений, 12 — зарплата ниже МРОТ, 17 — частая смена местонахождения.

Помимо приведенных критериев поводом для проверки может стать неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие расходов, финансируемых за счет средств ФСС России, и др. Таким образом, перечень причин для проверки не является закрытым. Так что в каждую организацию ревизоры могут нагрянуть в любой момент.

Кто стучится в дверь ко мне…

После того как орган контроля вынесет решение о проверке, один экземпляр такого решения надо вручить плательщику. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) не регламентирует процедуру вручения решения о назначении проверки. Как это сделать, сказано в рекомендациях.

Документ передают проверяемому или его уполномоченному представителю на территории (в помещении) проверяемого или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае следует вызвать представителя организации, направив ему уведомление по форме № 7, утвержденной приложением № 11 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н (далее — приказ № 957н). Другой экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки.

. и что требуют проверяющие

Одновременно с ознакомлением плательщика с решением проверяющие должны вручить ему требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Форма требования утверждена приказом № 957н (приложение № 21).

Процедура истребования документов установлена ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Методичка уточняет некоторые положения указанной нормы. Так, в рекомендациях сказано, что количество требований в рамках одной проверки неограниченно. Причем первым требованием проверяющие вправе запросить подлинники. Такое право им предоставлено ч. 4 ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Ознакомиться с подлинниками можно только на территории плательщика. После их изучения чиновники составляют список документов, подлежащих проверке. И следующими требованиями запрашивают только копии. Обратите внимание: документы рекомендовано сдавать по описи, заверяемой обеими сторонами.

Остановимся еще на одном моменте. Если плательщик не может представить бумаги в течение десяти рабочих дней с даты вручения требования, он вправе ходатайствовать о продлении срока (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Орган контроля принимает одно из двух решений: либо дает дополнительное время, либо отказывает.

Максимальных сроков на продление Закон № 212-ФЗ в этом случае не устанавливает. Как указано в рекомендациях, руководитель органа контроля самостоятельно решает, сколько времени дать плательщику. При этом проверяющие будут учитывать причины и сроки, оговоренные проверяемым лицом в ходатайстве (уведомлении). Таким образом, вероятность принятия положительного для компании решения зависит от того, насколько полно и убедительно будет обоснована необходимость продления срока представления документов.

После получения запрошенных данных специалисты ПФР изучат полноту комплекта, правильность оформления первички, в том числе подписи на ней (с точки зрения полномочий лиц, которые визировали документы) и наличие обязательных реквизитов.

ПФР: хочу все знать

В рекомендациях сказано, что проверка может быть сплошной или выборочной. В первом случае проверять будут все документы и информацию, относящуюся к начислению страховых взносов. Во втором предпочтение отдадут какой-либо конкретной статье отчетности или группе однотипных операций.

Читайте так же:  Возможно ли получать по уходу за ребенку

Какой вариант ожидает каждую конкретную организацию, решают непосредственно лица, проводящие проверку, с учетом объема данных, состояния бухучета плательщика и степени вероятности обнаружения нарушений.

Независимо от глубины ревизии она начнется с ознакомления с учредительными документами и учетной политикой. Первые нужны, чтобы сверить «адреса, явки, пароли», вторая — для анализа методов и способов ведения бухгалтерского и налогового учета, оформления первички и организационно-распорядительных документов.

Список документов на проверку согласно методичке, как мы уже говорили, обширный. Отметим интересный факт: во Временных рекомендациях список состоял из 16 пунктов, а нынешний — из 22 (табл. 1). Причем последними поименованы «иные документы», что дает моральное право проверяющим запрашивать любую информацию. Правда, вопросы, насколько это законно и не выйдут ли проверяющие за границы своих полномочий, в каждом конкретном случае будут решаться индивидуально. Не исключено, что в суде.

Наличие в списке некоторых документов, например трудовой книжки, вызывает недоумение. Непонятно, зачем они специалистам Пенсионного фонда. Суммы выплат, на которые начисляют страховые взносы, в таких документах не указывают. А проверка их оформления и соблюдения трудовых прав работников не входит в цели и задачи проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.

Документы и сведения, на которые ревизоры обязательно обратят внимание в ходе проверки отдельных операций, приведены в табл. 3.

справка

Ответственность за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки, влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ

Фонд идет на борьбу со схемами

При проведении выездной проверки специалисты Пенсионного фонда могут заподозрить фирму в применении способов минимизации страховых взносов. Для таких случаев в Методических рекомендациях раскрыта суть нескольких схем и приведен порядок действий проверяющих: на что обратить внимание и какие документы следует изучить. Приведем их в табл. 3.

справка

Включить компанию в план проверки чиновники могут в любой момент. Основанием для этого, в частности, может быть получение срочных заданий от вышестоящих органов ПФР, а также ФОМС и ФСС, прокуратуры и право­охранительных органов

Результат проверки — полезные дополнения

Методичка содержит указания по оформлению результатов проверки и процессуальным вопросам рассмотрения материалов. В основном они повторяют положения Закона № 212-ФЗ, но есть и некоторые уточнения.

В последний день проверки ревизоры должны составить справку по форме, утвержденной приказом № 957н, и вручить ее проверяемому лицу. В случае если плательщик уклоняется от получения справки, ее направят по почте заказным письмом. При таком варианте считается, что справка получена организацией по истечении шести дней с момента направления письма.

Далее в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть оформлен акт. Его форма и требования к содержанию также утверждены приказом № 957н. В течение пяти дней с даты подписания чиновники должны вручить акт представителю организации под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о его получении. Если плательщик взносов уклоняется от получения акта, порядок действий аналогичен изложенному выше (ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

В случае несогласия с актом у организации есть 15 дней с момента его получения, чтобы представить возражения (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что указание на это право плательщика должно найти отражение в акте (п. 7 Требований к составлению акта выездной проверки, утвержденных приказом № 957н).

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение десяти дней с даты истечения срока для представления плательщиком письменных возражений по акту (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Специалисты ПФР конкретизировали отрезок времени, отведенный им для принятия решения, — 25 дней с момента вручения плательщику страховых взносов акта.

Закон № 212-ФЗ дает право органу контроля продлить этот срок, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ), например, как сказано в методичке, когда нужно получить дополнительные доказательства для подтверждения факта нарушения законодательства о страховых взносах. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов.

Плательщики вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. Закона № 212-ФЗ). О времени и месте их должны известить. Причем в методичке сказано, что проинформировать нужно письменно, и даже рекомендована форма уведомления. Заметим, что в Законе № 212-ФЗ о письменной форме извещения ничего не говорится.

Кроме того, рекомендации содержат предостережение органу контроля при назначении даты рассмотрения материалов проверки. Надо учитывать вероятность направления плательщиком возражений по почте в последний день срока, предусмотренного для подачи возражений. Таким образом, есть шансы, что даты рассмотрения материалов проверки будут назначаться не ранее шестого рабочего дня из отведенных десяти для принятия решения.

И последнее. Требования Методических рекомендаций к оформлению, содержанию и вручению решения повторяют положения ст. 39 Закона № 212-ФЗ. Вызывает интерес только одно уточнение: дата решения должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.

Какие документы должны быть у компании (таблица 1)

Как проходят проверки ПФР

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР

Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).

Чем регламентируются проверки ПФР

Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Методические рекомендации по проведению проверок, выпускаемые и утверждаемые Правлением ПФР (постоянно обновляются).
  • Федеральный закон № 212 от 24 июля 2009 года «О взносах в Пенсионный Фонд РФ».
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  • Налоговый Кодекс РФ.
Читайте так же:  Входит ли в стаж центр занятости украина

Два типа проверок Пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Камеральная проверка ПФР

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Особенности проведения камеральной проверки ПФР

  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.

Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.

Результаты камеральной проверки ПФР

Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.

Выездная проверка ПФР

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Важные моменты выездной проверки

  1. Планово проводится совместно с проверкой ФСС (ч. 3 ст. 33 ФЗ № 212).
  2. Внеплановые проверки происходят по отдельности.
  3. Захватывают период, не превышающий 3 календарных лет «тому назад» от вынесения решения о проверке.
  4. Руководство ПФР может приостанавливать и возобновлять выездную проверку:
    • для истребования дополнительных документов (их можно предъявлять в виде заверенных копий);
    • для получения сведений от иностранных органов контроля в рамках действия международных договоров;
    • для перевода полученных сведений на государственный язык.
  5. Страхователя проверяют на его территории, для чего он должен выделить ревизорам отдельное помещение. При отсутствии такой возможности проверка может переместиться на территорию регионального отделения ПФР (п. 1 ст. 35 ФЗ № 212).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.
Видео (кликните для воспроизведения).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Ревизоров интересует главным образом то, не скрывают ли плательщики часть средств от включения в базу для расчета страховых начислений, например, путем «серых» и «черных» зарплат, необоснованного применения пониженного тарифа, гражданских договоров, необязательных к заключению и др.

Результат выездной проверки

По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.

Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС. Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Попробовать

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Читайте так же:  Как положить человека в дом престарелых

Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

Как сотрудники ПФР будут проводить выездные проверки страхователей

Стали известны правила, по которым сотрудники подразделений Пенсионного фонда будут осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов. Временные методические рекомендации утверждены распоряжением Правления ПФР от 11.05.10 № 127р (далее — распоряжение № 127р). Знание положений этого документа, безусловно, будет полезно бухгалтерам.

Вводная информация

Проверкам страхователей посвящены статьи 33-39 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее — закон № 212-ФЗ)*. Во многом положения этих статей повторяют правила, которым во время выездных налоговых проверок должны следовать налоговики. Но есть и отличия, о которых также будет рассказано ниже.

Здесь же отметим, что ревизоры из территориальных органов ПФР наделены правом контролировать взносы не только в Пенсионный фонд, но и в фонды медицинского страхования. Сотрудники ПФР также вправе не только проверять страхователей, но и начислять санкции, и взыскивать недоимку.

По закону № 212-ФЗ выездные проверки по страховым взносам должны совместно проводить контролеры из ФСС и ПФР на основании ежегодно утверждаемых планов (п. 3 ст. 33). В конце прошлого года эти госорганы заключили соответствующее соглашение о взаимодействии. Заметим, что проверки со стороны фондов никак не связаны с налоговым контролем. В законе № 212-ФЗ не предусмотрено ни права, ни обязанности фондов согласовывать свой график ревизий с налоговиками.

Насколько часто могут приходить контролеры

В отличие от Налогового кодекса, в законе № 212-ФЗ закреплено четкое правило о периодичности выездных проверок: проверяющие из фондов могут приходить к страхователям не чаще чем один раз в три года (п. 10 ст. 35 закона № 212-ФЗ).

В рамках такой проверки может быть исследован период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее назначении. При этом рекомендуется проверять лишь законченные расчетные периоды (напомним, что расчетным периодом признается календарный год). То есть проверку надо проводить не ранее срока сдачи отчетности за последний из проверяемых расчетный период (п. 5.1, 5.2 распоряжения № 127р). Получается, что выездные проверки взносов по новым правилам начнутся с февраля 2011 года.

Запрет на две и более проверки в течение трех лет исключает повторные выездные проверки со стороны сотрудников ПФР. Но, поскольку выездной проверкой может быть охвачен трехлетний период, предшествующий году ее назначения, ни один расчетный период не останется без внимания ревизоров.

Отметим и исключения из общего правила. Так, выездная проверка компании в случае реорганизации или ликвидации может проводиться независимо от того, когда состоялась предыдущая ревизия.

Кроме того, число выездных проверок организаций не зависит от числа проверок обособленных подразделений. Речь идет об обособленных подразделениях, имеющих отельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты работникам. Такие подразделения могут проверяться отдельно от головного офиса.

Как долго продлится проверка

Выездная проверка, в отличие от камеральной, организовывается по решению руководителя (или заместителя руководителя) территориального органа ПФР. Форма такого решения утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.09 № 957н (далее — приказ № 957н). В комментируемом распоряжении № 127р особо отмечается: прийти к страхователю контролеры могут только при наличии указанного решения и служебных удостоверений (п. 4.2). Экземпляр решения о назначении проверки вручается страхователю. Если этого не сделано, либо если проверяющие не предъявили удостоверений, у компании есть полное право не пускать их на свою территорию.

Время нахождения ревизоров у плательщика строго ограничено. Так выездная проверка компании может продолжаться не более двух месяцев, а проверка обособленного подразделения — не более одного месяца. Эти сроки отсчитываются со дня вынесения решения о назначении проверки, а заканчиваются в день составления справки о проверке.

Правда, проверка может быть приостановлена. Основания для этого следующие: истребование документов или информации у плательщика взносов; перевод представленных документов на русский язык; запрос информации у иностранных госорганов (п. 13 ст. 35 закона № 212-ФЗ). Перерыв по первому или второму основанию не может превышать шести месяцев. А вот запрос информации у иностранцев дает контролерам право завершить проверку через 11 месяцев после ее начала. Приостановление, а также возобновление проверки оформляются решениями, формы которых утверждены приказом № 957н.

Читайте так же:  Можно ли заправить машину бытовым газом

Какие документы проверят обязательно

Поскольку закон № 212-ФЗ ограничивает число проверок, можно предположить, что каждую возможность проверить страхователя контролеры будут использовать по максимуму.

В комментируемом распоряжении названы документы, которые инспекторы обязательно должны исследовать в ходе любой выездной проверки. К ним относятся:
– учредительные документы;
– приказы об учетной политике;
– лицензии;
– расчеты по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
– книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
– бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
– регистры бухгалтерского и налогового учета, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости;
– трудовые и гражданско-правовые договоры с физическими лицами;
– банковские и кассовые документы;
– первичные документы бухгалтерского учета.
Все перечисленные документы должны иметь отношения к проверяемому периоду (п. 7.1 распоряжения № 127р).

В какой срок нужно представить документы

Отдельно остановимся на процедуре истребования у плательщика документов во время проверки. Напомним, что выполнять необходимо только требование, составленное строго по форме (приводится в приказе № 957н), и лишь в том случае, если в нем указано, какие конкретно документы нужно представить проверяющим. Срок представления документов составляет 10 рабочих дней со дня вручения требования (п. 6 ст. 4, п. 5 ст. 37 закона № 212-ФЗ), а за каждый непредставленный документ контролеры могут выписать штраф в 50 рублей.

Если страхователь не укладывается в обозначенный срок, нужно на следующий же день после получения требования письменно уведомить об этом проверяющих. В уведомлении указывается причина задержки и реальный срок, в который компания может собрать и представить документы. Продление 10-дневного срока (или отказ в нем) зависит от усмотрения представителей фонда. На подготовку ответа им отводится два дня.

Также отметим, что документы представляются в виде копий, заверенных компанией. Изымать подлинники документов или требовать нотариально заверенные копии контролеры не вправе.

Когда могут доначислить взносы по аналогии

Установлены три случая, когда проверяющие ПФР вправе расчетным путем определить сумму взносов (на основании информации о самом страхователе и аналогичных плательщиках). Перечислим эти случаи:
– отказ плательщика страховых взносов пустить представителей фонда на проверку (если у них есть решение о назначении проверки и удостоверения);
– отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами (выплат и иных вознаграждений);
– ведение учета облагаемых выплат и вознаграждений с нарушением порядка, в результате чего невозможно определить сумму взносов (п. 7.3 распоряжения № 127р).

Напомним, что для отражения сумм начисленных выплат и вознаграждений и страховых взносов предусмотрена карточка индивидуального учета (утверждена совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56). Таким образом, отсутствие указанной карточки или нарушение порядка ее ведения позволит контролерам рассчитать взносы по аналогии.

Как оформят результаты проверки

По результатам выездной проверки составляется справка, один экземпляр которой передается страхователю. На основании этой справки специалист ПФР, осуществлявший проверку, должен в двухмесячный срок подготовить акт проверки. Формы справки и акта приведены в приказе № 957н. В акте должны быть зафиксированы и описаны все нарушения, выявленные у страхователя.

Если действовать в точном соответствии с новыми рекомендациями ПФР, то контролеры должны вручить акт проверки лично плательщику под расписку. На это у них есть пять рабочих дней. И только в том случае, если страхователь уклоняется от получения акта, документ следует направить заказным письмом по месту нахождения компании (обособленного подразделения) или месту жительства плательщика взносов. В таком случае считается, что акт получен на шестой рабочий день с даты отправки (п. 4 ст. 38 закона № 212-ФЗ).

Как и Налоговый кодекс, закон № 212-ФЗ дает плательщикам право в течение 15 дней с момента получения акта представить свои возражения (п. 5 ст. 38 закона № 212-ФЗ). К возражениям желательно приложить документы (их копии), подтверждающие доводы страхователя. А если у компании имеются смягчающие вину обстоятельства, об этом также лучше сообщить в возражении на акт проверки.

На то, чтобы рассмотреть акт проверки и возражения страхователя и вынести решение о привлечении (либо об отказе в привлечении) к ответственности у сотрудников ПФР есть 10 дней. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 39 закона № 212-ФЗ).

Заметим, что закон № 212-ФЗ (в отличие от Налогового кодекса) не наделяет инспекторов фондов правом проводить дополнительные контрольные мероприятия. Напомним, что согласно статье 101 НК РФ к таким мероприятиям относятся: истребование информации о налогоплательщике, допрос свидетелей, проведение экспертизы. Вместе с тем пункт 7 статьи 39 закона № 212-ФЗ позволяет специалистам фондов на этапе вынесения решения по проверке истребовать у плательщика дополнительные документы. Правила представления документов при вынесении решения по проверке ничем не отличаются от порядка, который применяется во время ревизии (см. выше).

Поскольку ни в законе № 212-ФЗ, ни в комментируемом распоряжении не установлен срок на исследование дополнительных документов, можно предположить, что контролеры должны уложиться в 10 дней (один месяц), отведенные на вынесение итогового решения по проверке.

Закон № 212-ФЗ обязывает руководителя (заместителя руководителя) территориального органа фонда известить страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Но невыполнение этой обязанности не считается безусловным основанием для отмены решения по проверке (во всяком случае, в законе № 212-ФЗ об этом ничего не сказано). Напомним, что неуведомление налогоплательщика о том, где и когда будут рассматриваться материалы налоговой проверки, является существенным процедурным нарушением (п. 14 ст. 101 НК РФ) и суды очень часто отменяют решения налоговиков по этому основанию.

Куда обжаловать решение по проверке

Копия решения по проверке вручается страхователю в течение пяти дней после вынесения документа или направляется по почте заказным письмом. В последнем случае считается, что документ получен по истечении шести дней. С получения решения начинается отсчет 10 рабочих дней, по истечении которых решение по проверке вступает в законную силу (п. 12, 13 статьи 39 закона № 212-ФЗ). Вступление решения в силу дает сотрудникам ПФР право направить компании требование о перечислении недоимки, пеней и штрафа. Неисполнение такого требования является основанием для взыскания задолженности за счет денежных средств и имущества плательщика.

Читайте так же:  Заполненная форма бухгалтерского баланса

Обжаловать решение по проверке страховых взносов можно либо в вышестоящий орган фонда, либо сразу в суд, либо одновременно в обе инстанции — на усмотрение страхователя (ст. 53-56 закона № 212-ФЗ). Cрок на обжалование одинаковый — три месяца со дня, когда страхователь узнал или должен был узнать о нарушении своего права (п. 2 ст. 55 закона № 212-ФЗ, п. 4 ст. 198 АПК РФ). Напомним, что Налоговый кодекс не оставляет налогоплательщикам возможности выбора: с 1 января 2009 года соблюдение досудебного порядка обжалования решений, вынесенных по итогам налоговых проверок, обязательно (п. 5 ст.101.2 НК РФ).

*«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Как заранее подготовиться к проверке от ПФР и ФСС?

После сдачи отчетности за 9 месяцев 2013 года сотрудники Пенсионного фонда и Фонда социального страхования сформировали график совместных плановых проверок на следующий год, в ходе которых они проверят правильность начисления и уплаты страховых взносов. Разберемся, как узнать, ждут ли вас проверки и какие документы могут потребоваться для их успешного прохождения.

Совместные проверки ПФР и ФСС – обязательное мероприятие, регламентированное Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…». Нередко они становятся неожиданностью для предприятий. Избежать «сюрприза» и заранее подготовить необходимые документы поможет сервис «Эксперт» от компании СКБ Контур.

Перечень документов, которые инспекторы могут запросить в ходе проверки:

    учредительные документы. На их основании проверяющие установят наименование, юридический и фактический адрес компании и виды ее деятельности. Кроме того, учредительные документы указывают на порядок выплаты дивидендов, которые не облагаются страховыми взносами;

регистры бухгалтерского и налогового учета. Эти документы позволят инспекторам установить порядок ведения учетной политики предприятия и наличие или отсутствие «зарплатных схем», направленных на уход от начисления страховых взносов;

расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Сверяются с первичными документами бухгалтерского и налогового учета;

книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период. Известно, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное страхование, поэтому книги-регистры подтвердят начисление и выплату вознаграждений работникам, заключившим трудовые или гражданско-правовые договоры с компанией-работодателем, применяющей УСН.

Важно! Организациям, которые ожидают выездную проверку из ПФР и ФСС, следует обратить внимание на то, что инспекторы зачастую запрашивают документы, которые не имеют права требовать. Кроме того, проверяющие специалисты могут попросить предъявить те документы, которые в принципе не ведутся организацией. Например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Организация не обязана вести учет этих лиц и предоставлять его в ходе проверок. Наказание или штраф за отсутствие подобных документов не предусматривается – ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР.

Помимо учредительных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, расчетов по начисленным страховым взносам и книг учета доходов и расходов инспектор вправе запросить:

    бухгалтерскую отчетность за проверяемый период. На ее основании сопоставляется информация о задолженностях предприятия перед внебюджетными фондами, которая указана в бухгалтерском балансе и отчетах в фонды;

трудовые договоры. Необходимы для проверок даты приема сотрудников на работу, а также их окладов, надбавок и премий. Эти сведения позволяют определить полноту и своевременность перечисления страховых взносов в фонды;

гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами. В таких договорах кроме сумм вознаграждения изучается предмет договора: относится он к договорам на оказание услуг (выполнение работ) или к передаче имущественных прав, например договору аренды.

Отметим, что инспекторы будут пытаться переквалифицировать договор гражданско-правового характера в трудовой. Это возможно, если предмет договора прописан некорректно: договор заключен не на выполнение определенной услуги, а на исполнение функций. Вместе с тем выплаты, произведенные по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС (подпункт 2 пункта 3 статьи 9 ФЗ №212).

Инспекторов могут заинтересовать также:

    банковские и кассовые документы: выписки банка, поручения, ордера, кассовая книга, журнал кассира, отчеты кассира и т.д. В указанных документах специалисты фондов будут искать признаки ухода от официальных зарплат;

первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления предприятием хозяйственной деятельности. Цель проверки этих документов – определить полноту отчета за выданные авансы и начислить взносы на разницу;

кадровые документы: трудовые книжки и документы по учету и движению кадров. Трудовые книжки необходимы для сопоставления дат приема на работу, увольнения, перевода, поощрения, указанных в них, с датами, проставленными в других кадровых документах. Первичные документы по учету кадров требуются для проверки дат приема на работу, увольнения, выплаты премий и зарплаты;

документы на предмет выплат, связанных со страховым обеспечением: листки нетрудоспособности, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты, заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Обратите внимание, что принимаются копии, заверенные руководителем проверяемой организации, а не нотариально. Также имейте в виду, что инспекторы вправе запросить один и тот же документ неограниченное количество раз.

Видео (кликните для воспроизведения).

Компании, которые станут объектами совместных проверок ПФР и ФСС, отбираются в соответствии с критериями отбора, указанными в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010. Но самим предпринимателям и бухгалтерам оценить вручную, попадет ли их фирма в список проверяемых, достаточно трудоемко. Поэтому был создан сервис, автоматизирующий все необходимые расчеты. Внесите данные о компании в «Эксперт» и узнайте, какова вероятность проверки заранее.

Что проверяет пфр при выездной проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here