Какой акт имеет высшую юридическую силу

Ответы на вопросы в статье по теме: "Какой акт имеет высшую юридическую силу" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст. 7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);
  • в разъяснениях правоприменителя (например, п. 1.3 письма Роспотребнадзора «О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органом Роспотребнадзора» от 21.04.2009 № 01/5288-9-32).

Примеры соотношения общих и специальных норм смотрите здесь и здесь.

Итак, мы рассмотрели иерархию НПА по юридической силе. Наивысшей силой в России обладает Конституция РФ. Специальные нормы имеют приоритет по отношению к общим нормам права.

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Читайте так же:  Какой банк одобрит кредит с просрочками

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  • По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  • По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  • По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

    Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

    Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

    Виды законов:

    Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

    Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

    Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

    Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

    Виды подзаконных актов:

  • Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  • Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

    Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

    Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

    Акты судебной власти

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

    Читайте так же:  Подарить квартиру сыну порядок действий

    Какой акт имеет высшую юридическую силу

    Используя обществоведческие знания,

    1) раскройте смысл понятия «нормативно-правовой акт»;

    2) составьте два предложения:

    − одно предложение, содержащее информацию о видах нормативно-правовых актах;

    − одно предложение, содержащее информацию о нормативно-правовом акте, обладающим высшей юридической силой в РФ.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) Смысл понятия, например:

    Нормативный правовой акт — это официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий правовые нормы и охраняемый силой государственной власти.

    2) Два предложения:

    — Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

    — Нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой в РФ − это Конституция РФ..

    Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об нормативно-правовых актах.

    Кто имеет право принятия нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой?

    В соответствии с ФЗ «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»:

    Статья 4. Субъекты правотворчества

    1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

    — граждане Российской Федерации;

    — органы государственной власти Российской Федерации, -должностные лица Российской Федерации;

    -органы государственной власти субъектов Российской Федерации, -должностные лица субъектов Российской Федерации;

    -органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

    Классификация и юридическая сила нормативных актов

    Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

    Юридическая сила нормативного акта — это технико-юридическая характеристика нормативного акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

    В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

    Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

    Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

    Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

    Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    1) Конституция Российской Федерации — является высшим нормативно-правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч.1 ст.15).

    Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

    • — Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве;
    • — Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
    • 2) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
    • 3) Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
      • — кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
      • — текущее законодательство.

    Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

    4) Законы субъектов федерации — распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

    Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

    Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Но тоже имеют важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

    Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

    Именно в такой последовательности уменьшается юридическая сила перечисленных нормативных актов и расширяется сфера обязательности для него других актов в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое и более низкое место в государственной системе.

    Следует отметить, что акт низшей юридической силы не должен противоречить актам более высокой юридической силы, не может изменять их, отменять их, закон, как нормативный акт, обладает более высокой юридической силой в системе правовых актов. Любой нормативный правовой акт, в первую очередь, должен соответствовать Конституции РФ. Все должностные лица, государственные и общественные организации действуют на основе и во исполнение закона. Подзаконные акты также должны строго соответствовать закону.

    Читайте так же:  Почему военные раньше выходят на пенсию

    Если же нормативный правовой акт нарушает данные требования, он теряет свою юридическую силу, а за этим следует приостановление действия акта, его отмена, признание недействительным.

    Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

    При характеристике изменения юридической силы необходимо отметить такие средства как:

    • а) приостановление действия нормативного акта;
    • б) оспаривание нормативного акта;
    • в) оспаривание нормативного акта;
    • г) отмена нормативного акта;
    • д) признание нормативного акта недействительным;
    • ж) признание утратившим юридическую силу самого нормативного акта и связанных с ним других актов и порожденных ими юридических последствий.

    Указанные средства предусмотрены в Конституции РФ, в законодательстве о статусе государственных органов, местного самоуправления, о судах и процессуальных правилах.

    Ответьте пожалуйста. Какой юридической силой обладают ГОСТы в иерархии нормативно-правовых актов?

    Какой юридической силой обладают ГОСТы в иерархии нормативно-правовых актов?

    ГОСТы утверждаются постановлениями Госстандарта России. Юридическая сила нормативного правового акта определяется местом издавшего этот акт органа в системе органов государственной власти (правило 1). Поэтому ГОСТы ниже по юридической силе, чем правовые акты Правительства РФ. Кроме правила 1 есть и другие правила, которые определяют юридическую силу акта в зависимости от разграничения предметов ведения (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Поскольку стандартизация отнесена к ведению РФ, то ГОСТы имеют более высокую силу по сравнению с актами органов исполнительной власти субъектов РФ. В отношении законов субъектов РФ сказать трудно, этот вопрос не решен ни в теории ни в практике. Но в любом случае ГОСТы обязательны для исполнения всеми субъектами общественных отношений.

    Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды

    Нормативно-правовой акт – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

    Понятия «правовой акт» и «нормативно-правовой акт» не тождественны.

    Понятие «правовой акт» шире по содержанию, т.к. включает в себя несколько видов правовых актов (НПА, правоприменительные акты, акты толкования, договоры).

    Признаки нормативно-правового акта: Править

    1) Представляет собой официальный письменный документ,

    2) Имеет установленную форму и реквизиты,

    3) Принимается в ходе творческой

    4) Принимается уполномоченным субъектом правотворчества,

    5) Принимается на основе норм права

    6) Принимается в порядке, предусмотренном нормами права,

    7) Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права,

    8) Имеет государственно-властный характер и обязателен для исполнения,

    9) Адресован широкому кругу лиц,

    10) Рассчитан на многократную реализацию.

    Виды нормативно-правовых актов Править

    1) По субъекту принятия:

    а) акты, принятые государственными органами, б) акты, принятые должностными лицами.

    2) По сроку действия:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    а) срочные, имеющие срок действия б) бессрочные, не имеющие срок действия

    3) По территории действия:

    а) действующие на всей территории государства, б) действующие на части территории государства.

    4) По сфере действия:

    а) акты общей сферы действия, б) акты исключительной сферы действия.

    5) По сфере отраслевой деятельности:

    а) отраслевые, б) межотраслевые.

    6) По юридической силе:

    а) законодательные, б) подзаконные.

    Закон Править

    Закон – это принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти НПА, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Признаки закона: Править

    1) Представляет собой НПА,

    2) Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти,

    3) Принимается в особом порядке (референдум или через чтения законопроекта)

    4) Имеет высшую юридическую силу,

    5) Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы права,

    6) Регулирует наиболее важные общественные отношения.

    Принятый в установленном порядке закон не подлежит утверждению никакими органами и должностными лицами, а начинает действовать на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа его принявшего. Принятый и действующий закон может быть изменен или отменен органом его принявшим, а Конституционный суд может признать закон или отдельные его положения неконституционными и прекратить их действие.

    Виды законов Править

    1) По субъектам законотворчества:

    а) законы, принятые народом на референдуме б) законы, принятые законодательным органом.

    2) По принципу федерализма:

    а) федеральные законы, б) законы субъектов.

    3) По юридической силе:

    а) Конституция РФ, б) федеральные конституционные законы, в) федеральные законы, г) законы субъектов.

    Отличия федерального конституционного закона и федерального закона: Править

    1) по предмету регулирования: ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются ФЗ.

    2) по порядку принятия: ФЗ принимается абсолютным большинством голосов, а ФКЗ – квалифицированным (не менее 23 голосов депутатов Государственной Думы и 34 голосов членом Совета Федерации).

    3) по праву вето Президента: Вето Президента распространяется только на ФЗ.

    4) по юридической силе: ФКЗ обладает большей юридической силой, чем ФЗ.

    Подзаконный нормативно-правовой акт Править

    Подзаконный НПА – это принятый на основании и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой, чем закон.

    Виды подзаконных НПА Править

    1) акты палат Федерального собрания (постановления Совета Федерации и Государственной Думы),

    2) акты Президента РФ,

    3) постановления Правительства РФ,

    4) акты федеральных органов исполнительной власти,

    5) акты высших должностных лиц субъектов федерации (указы президентов республик, губернаторов),

    6) акты гос. органов субъектов федерации (постановления Законодательного собрания или Правительства субъекта),

    7) акты органов и должностных лиц местного самоуправления, 8) локальные или внутриорганизационные акты.

    Акт высшей юридической силы

    Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

    Вернуться назад на Юридический акт

    Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

    Читайте так же:  Больничный лист с субботы как оплачивать

    Законы обладают всеми признаками нормативных актов и правовых актов. Помимо этого, законы обладают рядом специфических признаков, обусловливающих их особую юридическую природу.

    Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

    Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам.

    При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы:

    1. Конституция;
    2. Федеральные конституционные законы;
    3. Федеральные законы;
    4. Законы субъектов федерации.

    Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства.

    Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

    • Конституция носит учредительный характер, т. е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
    • Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

    Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по наиболее важным вопросам. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. В отличие от иных законов, ФКЗ принимаются квалифицированным большинством членов парламента.

    Законодательные акты и другие документы, устанавливающие порядок применения российского гражданского законодательства
    Юридическая ответственность
    Юридическая сила
    Юридические факты

    6.2. Закон – акт высшей юридической силы

    Закон – это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой, принимается в особом порядке и регулирует наиболее важные общественные отношения.

    1) верховенство– принимается высшими представительными органами государственной власти (Верховная Рада Украины) либо в порядке референдума непосредственно народом. Обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам;

    2) непререкаемость– иные нормативно-правовые акты не должны противоречить закону, изменять его содержание в порядке так называемой «конкретизации». Законы, в свою очередь, принимаются на основании и во имя исполнения Конституции;

    3) генеральность– регулирует наиболее важные общественные отношения (ст. 92 Конституции Украины);

    4) особая процедура принятия, изменения и отмены (ст. 94, 154-159 Конституции Украины). Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, его принявшего, с соблюдением строго регламентированной процедуры. Акт референдума может быть изменен только в результате референдума.

    1. По значению и месту в системе законодательства:

    Конституция Украины –Основной Закон Украи­ны (принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июля 1996 года);

    а) непосредственно направленные на изменение дей­ствую­щей Конституции (раздел XIII Конституции);

    б) направленные на дальнейшее развитие конституци­онных норм как в рамках Конституции, так и самостоя­тельно (например, законы «О гражданстве Украины», «О Конституционном Суде Украины» и др.);

    обыкновенные или текущие законы,регулирующие иные значимые общественные отношения и направленные, в первуюочередь, на обеспечение и защиту основных прав и свобод личности.

    2. По субъектам законотворчества:

    принимаемые Верховной Радой Украины;

    принимаемые в порядке референдума народом.

    3. По сроку действия:

    ­­­постоянные (вплоть до отмены);

    временные (например, Закон «О бюджете на 2002 год»). К последним можно отнести обнародованные законы, издание которых предусмотрено Конституцией.

    4.По отраслевой принадлежности(содержащие нормы конституционного, гражданского, экологического, уго­ловного пра­ва и т. п.).

    6.3. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

    Действие нормативно-правового акта во времениобусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

    Акты вступают в силу:

    с момента их официального принятия;

    с момента наступления срока, указанного в самом акте;

    с момента опубликования;

    по истечении определенного срока после их опублико­вания(обнародования).Часть 5 ст. 94 Конституции Украины гласит, что закон вступает в силучерез 10 днейсо дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.

    Постановления и распоряжения правительства, ведом­ственные нормативные акты вступают в силу со дня присвое­ния им порядкового номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления в силу.

    Нормативные акты утрачивают юридическую силупо раз­лич­ным основаниям:

    1) если акт был издан на определенный срок, он пере­стает действовать по истечении этого срока;

    2) об отмене прежнего нормативного акта указывает­ся в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых ак­тов (к примеру, перечень законов, утративших силу, в Ве­домостях Верховной Рады Украины);

    3) в связи с изменением или прекращением отношений,ре­гулиру­е­мых нормативным актом, он фактически теряет силу.

    Как правило, нормативные акты не имеют обратной силы. Например, если совершено преступление, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя на мо­мент расследования дела закон уже отменен.

    По украинскому законодательству обратную силу имеют законы, смягчающие или устраняющиеуголовную и административную ответственность.

    Другой исключительный случай – «переживание» ста­рого нормативного акта, который формально уже отменен и не должен действовать, но продолжает действовать по спе­циальному указанию. К примеру, после распада СССР Вер­ховная Рада Украины 12.09. 1991 г. приняла постановление о порядке временно­го действия на территории Украины от­дельных актов законодательства Союза ССР, если они не противоречат законодательству Украины и по этим вопросам отсутствуют соответствующие нормативно-правовые акты.

    Читайте так же:  Каким детям инвалидам положена квартира

    Действие нормативных актов в пространствесвязывается с распространением его на территорию всего государства или определенную его часть (Автономная Республика Крым).

    Территория государства включает в себя:

    – земную территорию, ее недра, внутреннее водное пространство;

    – территориальные воды в пределах 12 морских миль;

    – воздушное пространство в пределах границы государства (на высоте до 35 километров);

    – территории посольств и консульств;

    – воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;

    – космические объекты под флагом или гербом государства;

    – трубопроводы, подводные кабели и нефтяные морские вышки.

    Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию.

    Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действиеправовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан, организаций, находящихся на территории других государств).

    Автономное образование, входящее в состав единого суверенного государства, осуществляет нормативное урегулирование на своей территории по вопросам, определяемым конституцией государства. Так, ст. 134 Конституции Украины гласит, что Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определяемых Конституцией Украины, разрешает данные вопросы, отнесенные к ее веде­нию.

    Действие по кругу лиц означает по общему правилу, что нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, нормы избирательного права, обязательного на всей территории Украины, не распространяются на несовершеннолетних, психически больных и людей, признанных судом недееспособными.

    Имеются и другие изъятия из общего правила. Так, служба в армии – обязанность исключительно граждан Украины; иностранцы не могут принимать участие во всенародном голосовании (Закон Украины «О правовом статусе иностранцев», Закон Украи­ны «О всеукраинском и местных референдумах»). Если право­нарушения совершаются лицами, которые обладают дипломатическим иммунитетом (послы, посланники, поверенные в делах и пр.), то в этом случае на них не распространяются нормы Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях Украины.

    1. Высшую юридическую силу в современной России имеют (-ет)
    1) постановления Правительства РФ 2) указы Президента РФ
    3) Конституция РФ 4) нормативные акты органов местного управления

    2. В Государственной Думе РФ законы
    1) принимаются 2) одобряются
    3) подписываются 4) всё вышеперечисленное

    3. По Конституции РФ обязанностью граждан РФ не является
    1) защита Отечества 2) охрана памятников культуры
    3) труд 4) охрана природы

    4. Определите, в каком из приведённых ниже примеров, человек выступает в качестве потребителя?
    1) гражданин заплатил за посещение курсов вождения автомобиля
    2) гражданка К. выращивает овощи на своём садовом участке для продажи на рынке 3) М. собрал в лесу грибы и ягоды для собственного потребления 4) гражданин А. по поручению руководства закупает необходимое оборудование для фирмы

    5. Законодательство определяет общую продолжительность рабочего времени в неделю не более
    1) 20 часов 2) 30 часов 3) 40 часов 5) 60 часов

    6. Семейное право не определяет
    1) права и обязанности супругов 2) права ребёнка в семье
    3) условия заключения брака 4) место проживания семьи

    7. Родители 12-летнего Саши находятся в разводе. Саша проживает с мамой, которая решила отдать его в военное училище. Однако отец категорически против. Для решения этой ситуации обязательным является:
    1) согласие ребёнка 2) только решение матери
    3) только решение отца 4) совместное решение родителей без учёта мнения сына

    8. Гражданским правонарушением является:
    1) нецензурная брань подростков в городском парке 2) хранение и распространение наркотических средств 3) превышение водителем допустимой скорости на шоссе 4) разрушение участка забора из-за действий соседа по даче
    9. Студент третьего курса института без уважительной причины не явился на зачёт. Это пример:
    1) административного проступка 2) уголовного преступления
    3) гражданского правонарушения 4) дисциплинарного проступка

    10. Письменные требования лица в судебном порядке защитить нарушенные права называется
    1) иск 2) договор 3) сделка 4) компенсация
    Часть В
    1. Найдите в предложенном списке характеристики правовых норм.
    1) изменяются с развитием общества 2) появились раньше других социальных норм 3) предполагают юридическую ответственность за их нарушение 4) существуют только в форме законов 5) касаются строго определённого круга лиц

    2. Найдите в предложенном списке принципы современного российского судопроизводства
    1) гласность суда 2) состязательность сторон 3) равенство всех перед законом 4) отсутствие суда присяжных 5) наличие имущественного ценза при обращении в суд

    3. Найдите в предложенном списке характеристики Конституции РФ.
    1) обладает высшей юридической силой 2) принята парламентом России
    3) гарантом её соблюдения является Верховный суд РФ 4) принята всенародным голосованием 5) определяет основы государственного устройства России

    Видео (кликните для воспроизведения).

    4. Найдите черты сходства и отличия проступка и преступления
    1) являются противоправным деянием 2) приводит к возникновению юридической ответственности 3) указан (-о) в Уголовном кодексе РФ
    4) представляет особую опасность для общества 5) может совершаться по неосторожности

    Какой акт имеет высшую юридическую силу
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here