Кто рассматривает административные дела

Ответы на вопросы в статье по теме: "Кто рассматривает административные дела" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Содержание

  • Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    КоАП РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Сейчас КоАП РФ установлено 67 субъектов административной юрисдикции федерального уровня.

    В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23:

    · судьями (мировыми судьями);

    · комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    · федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    · комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    · уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

    · административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

    Дела об административных правонарушениях от имени федеральных органов исполнительной власти рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица (гл. 23 Кодекса): руководители соответствующих органов, их учреждений, их заместители;руководители структурных подразделений и территориальных органов; иные должностные лица, уполномоченные осуществлять надзорные или контрольные функции.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ рассматривают уполномоченные должностные лица этих органов.

    Согласно ст. 22.3 КоАП РФ в случае упразднения указанных в гл. 23 этого Кодекса или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. К сожалению, формулируя данное положение, законодатель не определил, мировой судья или судья районного суда должен рассматривать дело.

    Учитывая достаточно частое изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, законодатель в гл. 23 КоАП РФ формулирует наименования субъектов административной юрисдикции таким образом, чтобы в случае упразднения ведомств или изменения их названия субъект юрисдикции фактически оставался тем же.

    Статьей 23.1 КоАП РФ определены составы административных правонарушений, рассматриваемые судьями. При этом в ч. 1 этой статьи названо более 160 статей, правонарушения сформулированные в которых рассматриваются только судьей. К ним относятся многие правонарушениям, предусмотренные всеми главами Особенной части КоАП РФ, за исключением главы 21. Судьями рассматривается значительное число составов правонарушений, посягающих на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны собственности; связи и информации; предпринимательской деятельности; финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; посягающих на институты государственной власти; против порядка управления; посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

    В ч. 2 ст. 23.1 названо почти 100 статей КоАП РФ, дела о нарушениях которых рассматриваются в судебном порядке, если должностное лицо либо орган, к которому поступает дело, передает его на рассмотрение судье. Иными словами, ч. 2 ст. 23.1 определяет альтернативную судебную подведомственность. Судьи вправе рассматривать дела о правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1, только тогда, когда другие субъекты административной юрисдикции, также уполномоченные их рассматривать, сочтут это необходимым. Такая передача дел судьям связана с тем, что уполномоченные их рассматривать орган или должностное лицо считают возможным применение к виновному наказания, назначить которую вправе только судья.

    Если в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ закреплена подведомственность всех судей в целом, то ч. 3 этой статьи определяет подсудность разных видов судов (судей). При этом общее правило гласит, что дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями, если специальными нормами не установлено иное. Так, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

    В остальных, не являющихся исключениями случаях, как уже отмечалось выше, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

    Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами в возрасте от 16 до 18 лет, а также дела об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, родителями.

    КоАП РФ установлено 65 органов системы исполнительной власти – субъектов административной юрисдикции. Органы внутренних дел обладают наибольшим объемом административно-юрисдикционных полномочий.

    Согласно официальной статистике милицией ежегодно привлекается к административной ответственности до 90 млн. лиц, что составляет не менее 70 ‑ 75% всех привлекаемых в стране к административной ответственности. При этом милиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных почти 70 статьями КоАП РФ (ст. 23.3 Кодекса), что составляет около 30% статей его Особенной части.

    Дела об административных правонарушениях рассматривают (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ): начальники территориальных управлений, отделов внутренних дел и милиции, их заместители; начальники линейных управлений, отделов, отделений внутренних дел на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных подразделений органов внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения; старшие участковые и участковые уполномоченные милиции; некоторые другие сотрудники органов внутренних дел (милиции).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8492 —

    | 8083 — или читать все.
    Читайте так же:  Сколько делается постоянная регистрация

    Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Систему органов

    , уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, образуют:

    • судьи (мировые судьи);

    • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    • федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    • уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

    • административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

    Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    • руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    • руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    • иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

    В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функции сельских, поселковых исполнительных органов осуществляются главами муниципальных образований (если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования) и иными выборными должностными лицами местной администрации.

    Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, касающихся неисполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, нарушения порядка предоставления сведений о детях, нуждающихся в передаче на воспитание в семью или учреждение для детей сирот, вовлечения детей в употребление спиртных напитков и др.

    Дела об административных правонарушениях, касающихся безбилетного проезда, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

    От имени органов внутренних дел рассматривать соответствующие дела (ст. 23.3 КоАП РФ) об административных правонарушениях вправе:

    • начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;

    • начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;

    • начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

    • начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;

    • государственные инспектора безопасности дорожного движения;

    • государственные инспектора дорожного надзора;

    • старшие участковые инспектора, участковые инспектора.

    Систему органов (должностных лиц), осуществляющих административно-надзорные функции, образуют:

    • органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

    • федеральные органы налоговой полиции;

    • органы экспортного контроля;

    • органы и войска пограничной службы;

    • органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

    • органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор;

    • государственные семенные инспекции;

    • органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;

    • органы российской транспортной инспекции;

    • иные органы (ст. 23.3 — 23.61 КоАП РФ).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10188 —

    | 7576 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)

    Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
    рассматривать дела об административных правонарушениях

    >
    Судьи
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Статья 22.1 КОАП РФ. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

    1) судьями (мировыми судьями);

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

    3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

    4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

    5) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

    6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

    7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

    2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

    5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

    Комментарии к ст. 22.1 КОАП РФ

    1. В комментируемой статье закреплен перечень видов органов, которые могут быть наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, а также законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Перечень таких органов, объем полномочий каждого конкретного органа, перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, установлены нормами главы 23 Кодекса. Законами субъектов РФ об административных правонарушениях также должны быть установлены в пределах их компетенции перечни органов, должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных нарушениях. При этом вопрос о полномочиях того или иного органа в области рассмотрения дел об административных правонарушениях должен решаться законодателем с учетом положений комментируемой статьи, а также других статей главы 22 Кодекса.

    Читайте так же:  Трудовой стаж 25 лет какая будет пенсия

    2. Ведущее положение в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ныне занимают суды.

    К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. Кроме того, в случае необходимости применения административного наказания в виде конфискации предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификации, а также административного приостановления деятельности на рассмотрение судей могут быть переданы дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, перечисленными в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

    Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между мировыми судьями (большая часть дел), районными судьями, гарнизонными военными судьями и арбитражными судьями (см. комментарий к ст. 23.1).

    3. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (подробнее о составе, полномочиях и порядке деятельности комиссий по делам несовершеннолетних см. комментарий к ст. 23.2). Подведомственность дел об административных правонарушениях указанным комиссиям устанавливается настоящим Кодексом, а также законодательством субъектов РФ.

    4. Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, являются федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

    К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, военные комиссариаты (ст. 23.11).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    5. К субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся также органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4).

    6. Отдельно выделены органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 23.54).

    7. Кроме того, некоторые категории дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в гл. 23, в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора (см., напр., ст. ст. 23.22.1, 23.23.1, 23.24.1, 23.26 и др.).

    8. Следует также иметь в виду, что в статьях гл. 23 не используются официальные наименования федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов. Законодатель лишь указывает отрасль государственного управления, с осуществлением государственного контроля (надзора) в которой связывается право рассматривать дела о тех или иных административных правонарушениях.

    Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти решаются Президентом РФ в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, ст. ст. 12 и 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.).

    9. Аналогичным образом с учетом положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) должен решаться вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта РФ.

    10. Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

    Рассмотрение административными комиссиями дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена Кодексом, ныне не предусмотрено.

    Вопрос 39: Рассмотрение дела об административном правонарушении. Место, сроки, порядок рассмотрения дела.

    Любое производство по делу об административном правонарушении – противоправном, виновном действии (бездействии) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность – состоит из нескольких взаимосвязанных стадий. Первая из них – возбуждение дела об административном правонарушении.

    Вторая стадия, которая по сути является основной – рассмотрение дела об административном правонарушении. Основной данную стадию считают прежде всего потому, что именно на этой стадии решается принципиальный вопрос о виновности/невиновности лица в совершении административного правонарушении (далее также – АП), назначении правонарушителю того или иного вида административного наказания или прекращается производство по делу.

    Данной стадии посвящена глава 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

    Если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение судьей, то оно рассматривается в двухмесячный срок со дня получения данным судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

    В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

    Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

    Дело об АП рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

    Читайте так же:  Можно ли носить бороду в полиции россии

    Дело об АП, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

    Рассмотрение дела об административном правонарушении как стадия производства об административном правонарушении включает в себя несколько этапов:

    Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

    Собственно, рассмотрение дела об административном правонарушении;

    Принятие решения по делу об административном правонарушении.

    Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются следующими лицами в пределах их компетенции:

    судьями (мировыми судьями);

    комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

    органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

    органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

    50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

    1) судьями (мировыми судьями);

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

    К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

    Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

    Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

    51. Рассмотрение дела об административном правонарушении

    Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

    1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

    2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

    3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

    4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

    5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

    6) имеются ли ходатайства и отводы.

    Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

    1) является родственником лица, участвующего в деле;

    2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

    При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

    1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

    2) о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

    3) об отложении рассмотрения дела;

    4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол;

    5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

    Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

    2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или юридического лица;

    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

    4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

    5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

    6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

    7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

    а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

    8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

    9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

    Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    Какие органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях?

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются следующими органами (ст. 22.1 КоАП):

    • 1) судьями (мировыми судьями);
    • 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    • 3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из их задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
    Читайте так же:  Кто распоряжается землями лесного фонда

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    • 1) мировыми судьями;
    • 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    • 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

    Круг органов, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и имеют право налагать административные наказания, достаточно широк. Первыми в этом списке стоят судьи и мировые судьи, рассматривающие значительное количество дел об административных правонарушениях. Например, из общего количества правонарушений, посягающих на права граждан, к рассмотрению судей относятся 34 состава правонарушений из 44. Это, в частности, подкуп избирателей или участников референдума (ст. 5.16), нарушение законодательства об охране труда (ч. 2 ст. 5.27) и т.д. Из числа административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, судьям подведомственны такие, как: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1); потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); занятие проституцией (ст. 6.11) и т.д.

    Следует также отметить, что КоАП практически во всех случаях относит к подсудности судей (мировых судей) дела о правонарушениях, влекущих за собой такие административные наказания, которые может назначить только судья (например конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест). Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов. Кроме судов общей юрисдикции дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35), о нарушении порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36), о вовлечении несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10), о появлении в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной или спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22).

    КоАП наделяет правом рассмотрения административных дел 59 видов органов исполнительной власти и их учреждений. К ним относятся, например, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной природных объектов, и т.д. Все эти учреждения и организации уполномочены рассматривать только те категории дел, которые законом отнесены к их компетенции.

    Однако не каждый сотрудник указанных органов исполнительной власти имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях. Согласно закону таким правом наделены:

    • 1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
    • 2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих органов исполнительной власти, их заместители;
    • 3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами надзорные или контрольные функции.

    Не каждый федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (таких полномочий нет, например, у Министерства образования и науки РФ), равно как и не каждое структурное подразделение и не каждый их территориальный орган. Информация по этому вопросу содержится в гл. 23 КоАП.

    Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 22.1 — 23.88)

    Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
    рассматривать дела об административных правонарушениях

    • Глава 22. Общие положения (ст.ст. 22.1 — 22.3)
      • Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
      • Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
      • Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)
      • Статья 23.1. Судьи
      • Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
      • Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)
      • Статья 23.4. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
      • Статья 23.5. Налоговые органы
      • Статья 23.6 (утратила силу)
      • Статья 23.7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
      • Статья 23.7.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
      • Статья 23.8. Таможенные органы
      • Статья 23.9. Органы экспортного контроля
      • Статья 23.10. Пограничные органы
      • Статья 23.11. Военные комиссариаты
      • Статья 23.12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
      • Статья 23.13. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
      • Статья 23.13.1. Органы, осуществляющие контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду
      • Статья 23.14. Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор
      • Статья 23.14.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
      • Статья 23.15. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения)
      • Статья 23.16 (утратила силу)
      • Статья 23.17 (утратила силу)
      • Статья 23.18 (утратила силу)
      • Статья 23.19 (утратила силу)
      • Статья 23.20 (утратила силу)
      • Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
      • Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
      • Статья 23.22.1 (утратила силу)
      • Статья 23.23. Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
      • Статья 23.23.1 (утратила силу)
      • Статья 23.24. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
      • Статья 23.24.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
      • Статья 23.25. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
      • Статья 23.26. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
      • Статья 23.27. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
      • Статья 23.28. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
      • Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор
      • Статья 23.30. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор
      • Статья 23.31. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор
      • Статья 23.32 (утратила силу)
      • Статья 23.33. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
      • Статья 23.34. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор
      • Статья 23.35. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники
      • Статья 23.36. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор
      • Статья 23.36.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
      • Статья 23.36.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
      • Статья 23.37 (утратила силу)
      • Статья 23.38 (утратила силу)
      • Статья 23.39 (утратила силу)
      • Статья 23.40. Органы государственной инспекции по маломерным судам
      • Статья 23.41 (утратила силу)
      • Статья 23.42. Органы, уполномоченные в области авиации
      • Статья 23.43. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
      • Статья 23.44. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Статья 23.45. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны
      • Статья 23.46. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации
      • Статья 23.47. (утратила силу)
      • Статья 23.48. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
      • Статья 23.49. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
      • Статья 23.50. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
      • Статья 23.51. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)
      • Статья 23.52. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор
      • Статья 23.53. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета
      • Статья 23.54 (утратила силу)
      • Статья 23.55. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор
      • Статья 23.56. Органы, осуществляющие государственный строительный надзор
      • Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
      • Статья 23.58. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии
      • Статья 23.59. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий
      • Статья 23.60. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля
      • Статья 23.61. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
      • Статья 23.62 Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
      • Статья 23.63 (утратила силу)
      • Статья 23.64. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
      • Статья 23.65. (утратила силу)
      • Статья 23.66. Контрольные органы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
      • Статья 23.67 (утратила силу)
      • Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов
      • Статья 23.69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
      • Статья 23.70 (утратила силу)
      • Статья 23.71. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
      • Статья 23.72. (утратила силу)
      • Статья 23.73. (утратила силу)
      • Статья 23.74. Банк России
      • Статья 23.75. (утратила силу)
      • Статья 23.76. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области уничтожения химического оружия
      • Статья 23.77. Военная автомобильная инспекция
      • Статья 23.78. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
      • Статья 23.79. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
      • Статья 23.79.1 (не применяется)
      • Статья 23.79.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • Статья 23.80. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
      • Статья 23.81. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения
      • Статья 23.82. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа
      • Статья 23.83. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
      • Статья 23.84. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов
      • Статья 23.85. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации
      • Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • Статья 23.87. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения
      • Статья 23.88. Органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации
      • Статья 23.89. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания
    Читайте так же:  Получение квартиры по дарственной налог
    >
    Общие положения (ст.ст. 22.1 — 22.3)
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    Видео (кликните для воспроизведения).

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Кто рассматривает административные дела
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here