Международные стандарты аудита в россии

Ответы на вопросы в статье по теме: "Международные стандарты аудита в россии" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Международные стандарты аудита в россии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информационное сообщение Минфина России от 22 февраля 2019 г. № ИС-аудит-28 “Актуализированная версия Международных стандартов аудита”

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*(1).

Приказом Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н актуализированная версия МСА введена в действие на территории Российской Федерации.

Тексты МСА, введенных в действие указанным приказом, а также дополнительные документы МФБ, связанные с МСА, опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность — Стандарты и правила аудита — Международные стандарты аудита».

Перечень введенных в действие МСА

Группа стандартов Наименование стандарта
Международные стандарты контроля качества МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»
Международные стандарты аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»
МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»
МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 230 «Аудиторская документация»
МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»
МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»
МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»
МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»
МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»
МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»
МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»
МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»
МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»
МСА 500 «Аудиторские доказательства»
МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»
МСА 505 «Внешние подтверждения»
МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»
МСА 520 «Аналитические процедуры»
МСА 530 «Аудиторская выборка»
МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»
МСА 550 «Связанные стороны»
МСА 560 «События после отчетной даты»
МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»
МСА 580 «Письменные заявления»
МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»
МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»
МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»
МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»
МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»
МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»
МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»
МСА 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»
МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»
МСА 800 (пересмотренный) «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»
МСА 805 (пересмотренный) «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»
МСА 810 (пересмотренный) «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»
Международные отчеты о практике аудита МОПА 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»
Международные стандарты обзорных проверок МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»
МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»
МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»
МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»
МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»
МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»
Международные стандарты сопутствующих услуг МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»
МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»

Наиболее значимые отличия актуализированной версии МСА от ранее действовавшей версии*(2)

Вступление актуализированной версии МСА в силу

Актуализированная версия МСА (приказ Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н) вступили в силу с 12 февраля 2019 г. До этой даты подлежали применению версии МСА, введенные в действие приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н и от 9 ноября 2016 г. N 207н (с 12 февраля 2019 г. указанные приказы признаны утратившими силу).

Читайте так же:  От чего зависит тариф на электроэнергию

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

*(1) О признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации см. Информационные сообщения от 1 декабря 2015 г. и от 21 декабря 2016 г. (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность — Общая информация — Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»).

*(2) В данном разделе кратко описаны наиболее значимые отличия от версии МСА, введенных в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н и от 9 ноября 2016 г. N 207 н; отличия редакционного и юридико-технического характера, а также отличия, связанные с совершенствованием перевода МСА на русский язык, не приведены.

Обзор документа

Минфин приказом от 9 января 2019 г. N 2н ввел в действие на территории России ряд Международных стандартов аудита. Приведен перечень стандартов и связанных с ними документов. Их также можно найти на сайте ведомства.

Международные стандарты аудита в россии

31. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, не относятся:
учитывать факторы, которые влияют на риск появления существенных искажений

32. Как сокращено называются международные аудиторские стандарты
IAS

33. Какая из перечисленных процедур не включается в процедуру получения аудиторских доказательств
организация

34. Какие виды работ имеет право проводить аудиторская фирма по заключенному договору с экономическим субъектом
обучать учетный персонал экономического субъекта

35. Какие части аудиторского заключения носят конфиденциальный характер
вводная и аналитическая части

36. Какой из компонентов в соответствии с международным аудиторским стандартом относится к аудиторскому риску
внутрихозяйственный риск

37. Квалифицированный аттестат аудитора утрачивает силу в случае, если .
в течение двух лет с момента получения квалифицированного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора

38. Международные стандарты аудита в России
используются в качестве базы для разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

39. Название группы правил (стандартов), принятых в РФ, которой нет в международных стандартах
«Образование и подготовка кадров»

40. Назовите структуру аудиторского заключения в соответствии с правилом (стандартом) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»:
вводная, аналитическая и итоговая часть

41. Наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности, — это:
существование

42. Необходимость создания новой версии федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вызвана
принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

43. Объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности — это:
представление и раскрытие

44. Обязательной ежегодной проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества
независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

45. Обязательный аудит проводится:
аудиторскими организациями

Международные стандарты аудита в россии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информационное сообщение Минфина России от 27 декабря 2016 г. «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-11)»

С 1 января 2017 г. аудиторская деятельность в России осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*.

Минфином России завершено признание действующих в настоящее время МСА. Приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. № 220н) и от 9 ноября 2016 г. № 207н эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.

МСА, признанные для применения в России

Группа
стандартов
Наименование стандарта
Международные стандарты контроля качества МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»
Международные стандарты аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»
МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»
МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 230 «Аудиторская документация»
МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»
МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»
МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»
МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»
МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»
МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»
МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»
МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»
МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»
МСА 500 «Аудиторские доказательства»
МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»
МСА 505 «Внешние подтверждения»
МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»
МСА 520 «Аналитические процедуры»
МСА 530 «Аудиторская выборка»
МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»
МСА 550 «Связанные стороны»
МСА 560 «События после отчетной даты»
МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»
МСА 580 «Письменные заявления»
МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»
МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»
МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»
МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»
МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»
МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»
МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»
МСА 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»
МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»
МСА 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»
МСА 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»
МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»
Международные отчеты о практике аудита МОПА 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»
Международные стандарты обзорных проверок МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»
МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»
МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»
МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»
МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»
МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»
Международные стандарты сопутствующих услуг МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»
МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»
Читайте так же:  Отслеживание готовности визы в германию

Дополнительные документы МФБ, признанные для применения в России

При осуществлении аудиторской деятельности помимо перечисленных выше необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся. Следующие документы необходимы для правильного применения МСА:

Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;

Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;

Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Тексты этих документов опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

Вступление МСА в силу

МСА, введенные в действие приказами Минфина России, вступают в силу со дня их официального опубликования. При этом официальным опубликованием МСА считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

Тексты МСА, введенных в действие приказами Минфина России, опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru 24-25 ноября 2016 г.

Применение МСА

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» МСА обязательны для аудиторских организаций и аудиторов (часть 1 статьи 7), а также аудируемых лиц и иных лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (часть 2 статьи 14). Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА начиная с года, следующего за годом, в котором МСА признаны для применения на территории Российской Федерации.

Исходя из этого МСА, введенные в действие приказами Минфина России, подлежат применению начиная с 1 января 2017 г.

Вместе с тем аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в 2017 г. вправе провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России.

Читайте так же:  Документы для подачи на малоимущую семью

Информация на официальном Интернет-сайте Минфина России

На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru создан раздел «Аудиторская деятельность — Стандарты и правила аудита -Международные стандарты аудита». В нем можно ознакомиться с:

официальными текстами МСА, введенными в действие приказами Минфина России;

официальными текстами документов МФБ, связанных с МСА и необходимых для правильного применения последних, но ими не являющихся;

нормативными правовыми актами, регулирующими введение МСА в действие на территории Российской Федерации;

информацией о ходе признания МСА.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

* О признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации см. Информационный бюллетень от 1 декабря 2015 г. (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность — Общая информация — Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»).

Обзор документа

Приведен обзор нововведений в аудиторской деятельности.

Так, с 1 января 2017 г. в нашей стране будут применяться Международные стандарты аудита (МСА). Изданы соответствующие приказы Минфина России.

При этом в 2017 г. допускается провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ и Минфином России.

Перечислены документы, которые помогут правильно применять МСА.

Международные стандарты аудита в россии

Общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности в области аудита в мировой практике являются стандарты аудиторской деятельности. Посредством стандартов осуществляются два основных вида регулирования:

1) государственное, так как стандарты включают в себя все законодательные требования государства к аудиту;

2) негосударственное – со стороны общественных аудиторских объединений.

В настоящее время система аудиторских стандартов включает международные и национальные стандарты.

В России национальные стандарты, в свою очередь, делятся на три группы:

1) федеральные стандарты аудиторской деятельности;

2) стандарты саморегулируемых организаций аудиторов (СОА);

3) внутрифирменные стандарты.

Видео (кликните для воспроизведения).

По состоянию на текущую дату в РФ действуют 38 федеральных стандартов аудита, в том числе 29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) и 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Проведение аудита в соответствии с требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности регламентировалось ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Между тем 2 декабря 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ внесены изменения, в том числе касающиеся перехода на международные стандарты аудита [1]. Ключевое изменение Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заключается в том, что теперь в качестве стандартов в России будут применяться не федеральные стандарты аудиторской деятельности, (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации или приказом Минфина России), а международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

Законом также установлены сроки признания и применения международных стандартов аудита (МСА).

Профессиональное аудиторское сообщество поддержало законодателей. По мнению руководителя департамента аудита организаций «Интерком-Аудит» Елены Коротких, «Международные стандарты аудита давно требуют легализации в Российской Федерации. Фактически только международный аудит вызывает доверие у пользователей международной финансовой отчетности. МСА являются обобщением лучшей мировой практики, возведенной в свод норм и правил» [2].

С ней согласны и другие эксперты. Как утверждает глава департамента аудиторских услуг «МЭФ-Аудит» Виктория Смирнова: «По уровню российские национальные стандарты находятся далеко позади мировых, тогда как МСА являются признанным в мире нормативным документом и представляют собой строго выверенную систему правил, чётко регламентирующих все стороны профессиональной деятельности аудиторов, включая этические. Очевидно, что придание легитимности МСА будет способствовать соблюдению общественных интересов и повышению доверия к аудиту» [3].

Очевидно, что грядущее упразднение федеральных стандартов аудиторской деятельности и применение международных стандартов аудита не может не сказаться на работе каждого аудитора. Для того чтобы объективно оценить масштаб и сложность предстоящих перемен, необходимо понять суть МСА, а также сопоставить российские и международные стандарты.

Разработкой и внедрением международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ), которая является международной некоммерческой организацией, созданной 7 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время Международная федерация бухгалтеров объединяет 159 членов из 118 стран, в том числе и Россию, представленную Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Российской Коллегией Аудиторов.

В рамках МФБ аудиторскими стандартами занимается Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. Применение международных стандартов аудита обеспечивает интеграцию национальной аудиторской практики с общепризнанной в мире практикой, большее доверие к работе аудитора, международное признание аудиторского заключения.

В настоящее время Международные стандарты аудита состоят из 43 стандартов, включая: 36 МСА по аудиту; 1 МСА по контролю качества; 2 МСА по обзорным проверкам (ISRE-IS on Review Engagements); 2 МСА по прочим аудиторским заданиям (ISAE-IS on Assuarance Engagements); 2 МСА по сопутствующим аудиту услугам (ISRS-IS on Related Services). Помимо МСА в систему международных документов, регламентирующих аудит, входят также 8 Положений по международной аудиторской практике, которые посвящены более частным вопросам и конкретизируют применение МСА в конкретных обстоятельствах [4].

Читайте так же:  Виды и возможности права наследства

Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения – от 1000 до 1100.

Применять международные стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров. Международные стандарты аудита выпускаются на английском языке. Международная федерация бухгалтеров обеспечивает официальный перевод международных стандартов аудита на другие языки самостоятельно или через иные организации. Международные стандарты аудита и их переводы на другие языки, включая русский язык, являются интеллектуальной собственностью Международной федерации бухгалтеров. В связи с этим для использования международных стандартов аудита на русском языке на территории Российской Федерации необходимо решение вопроса о предоставлении Международной федерацией бухгалтеров прав на соответствующие тексты.

Практика Международной федерации бухгалтеров в данном вопросе состоит в том, что эта организация заключает с органами регулирования аудиторской деятельности государств соглашение об отказе в пределах ограниченной территории от авторских прав на международные стандарты аудита на национальном языке. Такое соглашение должно быть заключено между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством финансов РФ) и Международной федерацией бухгалтеров. За отказ от авторских прав соглашение будет предусматривать ежегодную оплату Международной федерации бухгалтеров, размер которой будет определен в нем. По имеющимся данным эта сумма, как правило, не превышает 10 тыс. долларов США в год [5].

Указанный платеж будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на международное сотрудничество.

Что касается перевода МСА на русский язык, то эта работа начиналась много раз. Но более ранние переводы не имели официального признания. Это были коммерческие проекты, инициированные конкретными фирмами.

Так, в октябре 2000 года вышел в свет первый официальный перевод Международных стандартов аудита на русский язык. Однако использовать его в качестве российских регламентирующих документов не имело смысла, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. В 2001 году было выпущено второе издание перевода международных стандартов аудита, на основе которого происходит постепенная замена первоначальных вариантов отечественных стандартов новыми. В 2012 году Российской Коллегией аудиторов был осуществлен перевод МСА и КК, опубликованных в 2010 году на английском языке. Текст МСА как на русском, так и на английском языке принадлежит МФБ. Право на издание МСА на русском языке принадлежит РКА.

Сегодня речь идет о том, чтобы текст МСА стал официальным на территории России. Этот перевод должен стать нормативным документом, прошедшим экспертизу Минюста и введенным в действие Минфином.

В связи с этим 11 декабря 2013 г. Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) и Международная федерация бухгалтеров подписали соглашение об официальном переводе на русский язык международных стандартов аудита.

По словам директора фонда НСФО Ирины Красильниковой, всего стандарты занимают около 2 тысяч страниц: «Перевод будет делаться с нуля, и согласно договору эта работа займет 15 месяцев, то есть работа завершится в 2015 году» [2].

Логичен вопрос: «Насколько сильно российские стандарты аудита отличаются от международных?».

На самом деле принципиальных отличий не так много. Национальные стандарты разрабатывались на основе международных и близки к ним, но, как считают многие аудиторы, разница в том, что в нынешнем процессе национальные стандарты все равно всегда выступают в роли догоняющих. Это стандарты, которые следуют за развитием международных стандартов аудита.

По мнению Татьяны Николаевны Михайлович, Генерального директора ООО «Аудит-Бизнес-Платформа», члена Экспертно-Консультативного Совета НП ААС, «Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты по форме достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой российской правовой практики» [2].

Так, анализ ФСАД показал, что в целом их можно подразделить на четыре группы:

1 группа – российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита (таблица).

2 группа – российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита.

3 группа – российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита, в частности это ФПСАД № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», ФСАД № 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

4 группа – международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита. На сегодняшний день, семь документов из числа международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов, в том числе: ISA 265 «Сообщение о недостатках в системе внутреннего контроля»; ISA 330 «Аудиторские процедуры по оцененным рискам»; ISA 450 «Оценка искажений, выявленных в процессе аудита»; ISA 810 «Задания к заключению по краткому финансовому отчету»; ISRE 2410 «Обзорная проверка промежуточной отчетности независимым аудитором»; ISAE 3000 «Проверки, обеспечивающие уверенность, за исключением аудита и обзорной проверки»; ISAE 3402 «Отчет по результатам проверки систем внутреннего контроля сервисных организаций».

Читайте так же:  Советник директора по правовым вопросам

Российские правила (стандарты), являющиеся идентичными международным стандартам аудита

ISA 402 «Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

ФПСАД № 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация»

ISA 500 «Аудиторские доказательства»

ФСАД № 7/2011 «Аудиторские доказательства»

ISA 505 «Внешние подтверждения»

ФПСАД № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»

ISA 510 «Первичные соглашения по аудиту – начальное сальдо»

ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»

ISA 520 «Аналитические процедуры»

ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры»

ISA 530 «Аудиторская выборка»

ФПСАД № 16 «Аудиторская выборка»

ISA 540 «Аудит расчетных оценок»

ФПСАД № 21 «Особенности аудита оценочных значений»

ISA 610 «Использование работы службы внутреннего аудита»

ФПСАД № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»

ISA 620 «Использование работы эксперта»

ФПСАД № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта»

ISA 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»

ФСАД № 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»

ISA 705 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»

ФСАД № 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»

ISA 706 «Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете аудитора»

№ 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»

ISA 710 «Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность»

ФПСАД № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»

ISA 720 «Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную отчетность»

ФПСАД № 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»

ISA 800 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения»

ФСАД № 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»

Встает вопрос: «Как эффективно применять МСА в России?»

Конечно же, для того, чтобы введение МСА в России оказалось успешным, требуется работа Министерства финансов РФ, профессиональных объединений аудиторов и непосредственных участников рынка.

Поэтому Министерство финансов РФ и саморегулируемые организации аудиторов должны будут обеспечить, с нашей точки зрения, решение следующих ключевых задач:

1) унификацию терминологии, т.е. обеспечить точный и корректный перевод МСА, подготовить глоссарий ключевых терминов;

2) актуализацию МСА, предполагающую проведение мониторинга изменения оригинальных МСА и внесение соответствующих корректировок;

3) контроль и консалтинг, т.е. необходимо контролировать применение МСА, предоставлять разъяснения по спорным вопросам.

Слаженная работа всех звеньев по реализации данных задач приведет к тому, что переход на МСА пройдет плавно, без каких-либо потрясений для аудиторов и их клиентов.

Рецензенты:

Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита института права, экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Каранашев А.Х., д.э.н., профессор, директор института делового администрирования, маркетинга и туризма, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.

Международные стандарты аудита в россии

Дополнительные документы.
Публикация нижеуказанных документов на русском языке является официальной публикацией для применения на территории Российской Федерации. Данные документы применяются в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке применимыми на территории Российской Федерации, и во взаимосвязи с ними.

МСА, признанные для применения в России

Авторские права на документы международных стандартов аудита (ISA™, ISAE™, ISRE™, ISRS™, ISQC™ и IAPN™), изданные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), принадлежат Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Утвержденный текст документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) опубликован МФБ на английском языке. МФБ не несет ответственность за точность и полноту перевода, а также за действия, которые могли быть предприняты в результате применения этого перевода.

Воспроизведение текста документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) на русском языке допускается в пределах территории Российской Федерации исключительно в некоммерческих целях. Все иные права в отношении указанного текста защищены в Российской Федерации и за ее пределами.
Дополнительная информация может быть получена на официальном Интернет-сайте МФБ www.ifac.org или по запросу на адрес [email protected] .

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказ Минфина России от 09.01.2019 года №2н «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

Международные стандарты аудита в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here