Межведомственная комиссия при цб 115 фз

Ответы на вопросы в статье по теме: "Межведомственная комиссия при цб 115 фз" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Межведомственная комиссия при цб 115 фз

Дата публикации: 31.01.2018

«О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)»

Настоящим информируем, что Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 470-ФЗ внесены изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в части формирования механизма реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада), расторжении договора банковского счета (вклада).

Согласно изменениям, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, получат возможность уведомлять своих клиентов не только о применении мер по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, отказу от заключения договора банковского счета (вклада), расторжении договора банковского счета (вклада), но и о их причинах.

В случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, а в случае, если данная организация является кредитной организацией, — также решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), клиент с учетом полученной от указанной организации, информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

В случае получения от организации осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом, клиент вправе обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных клиентом, а также мотивированных обоснований соответствующей финансовой организации межведомственная комиссия вправе принимать одно из двух решений:

  • об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);
  • об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом.

При устранении оснований отказа в выполнения распоряжения о проведении операции, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о котором были представлены в Росфинмониторинг, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации и некредитные финансовые организации в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом.

В случае, если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, такая кредитная организация одновременно обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения указанного договора банковского счета (вклада) в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом. Аналогичной обязанностью кредитных организаций дополняется пункт 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении отказов от заключения договора банковского счета (вклада).

Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ вступает в силу 30 марта 2018 г.

Межведомственная комиссия при цб 115 фз

Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Межведомственная комиссия) – постоянно действующий координационный орган, образованный в целях обеспечения согласованных действий органов государственной власти и организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Председателем Межведомственной комиссии является директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин.

В состав МВК входят представители (на уровне руководителей или заместителей руководителей структурных подразделений) МВД России, МИД России, Минкомсвязи России, Минобороны России, Минпромторга России, Минфина России, Минюста России, СВР России, ФНС России, ФСБ России, ФСИН России, ФССП России, ФСТЭК России, ФТС России, Роскомнадзора, Росфинмониторинга, а также Счетной палаты Российской Федерации, ФКУ «Российская государственная пробирная палата», Следственного комитета Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации.

Кроме того, в состав МВК входят представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

В работе МВК принимают участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии действуют рабочие группы (в марте 2017 г. утверждены планы работы и актуализирован состав):

  • «Рабочая группа по правовым вопросам»;
  • «Рабочая группа по международному сотрудничеству»;
  • «Временная рабочая группа по статистике».

Информация о работе Межведомственной комиссии, а также протоколы заседаний Межведомственной комиссии размещаются на официальном сайте Росфинмониторинга.

107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1 (вход осуществляется от станции метро «Тургеневская» или «Чистые пруды» со стороны пр-та Академика Сахарова)

Читайте так же:  Социальное жилье для инвалидов 2 группы

Блокировка по 115-ФЗ. Практические рекомендации

Одна из главных проблем предпринимателей это жесткий контроль со стороны банков. 115-ФЗ, Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму.

В последнее время участились случаи блокировки банками расчетных счетов компаний по 115-ФЗ. Поэтому сразу оговоримся, мы рекомендуем своим клиентам открыть два расчетных счета в организации.

Кредитная организация вправе заморозить любой счёт, если у неё будут подозрения, что вы занимаетесь отмыванием денег, то есть пытаетесь провести операции, которые делают незаконно полученные средства легальными. Инициатором блокировки расчетного счета выступает служба финансового мониторинга банка, которая не подчиняется Управляющему конкретного отделения и «договориться» тут не представляется возможным.

Чаще всего под блокировку попадают счета ИП и малого бизнеса.

Чтобы избежать блокировки расчетного счета службой финансового мониторинга следует соблюдать ряд правил и условий.

Эти правила касаются как вашей организации, так и ваших контрагентов, расчеты с которыми проходят по расчетным счетам:

Юридическое лицо НЕ должно быть внесено в списки банков по 639-П.

Юридическое лицо НЕ должно иметь массовый адрес регистрации.

Генеральный директор и учредитель НЕ должен быть массовым (не более 3-х юридических лиц).

На генеральном директоре НЕ должно быть брошенных ранее (закрытых по инициативе налогового органа) юридически лиц.

Штатная численность сотрудников более 1-го человека (численность определяется в зависимости от оборота по счету и вида деятельности юридического лица).

Заработная плата по одному сотруднику должна быть не ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором осуществляется деятельность.

Директор компании должен по требованию банка выходить на связь с сотрудником банка для подтверждения операции.

Назначение платежа, указанного в платежных поручениях должно содержать конкретику (неприемлемо написание «за товар» или «за услугу» или «за работы»).

Не проводить операции по счету на суммы менее 600 тысяч рублей в адрес одного контрагента с одним и тем же назначением платежа в один день (дробление платежей выявляет электронная система банка).

Не должно быть резких изменений оборотов по счету.

Суммы налогов, оплаченных с расчетного счета компании должны составлять не менее 1,1% от исходящего оборота по счету. Если у Вас несколько расчетных счетов, то по каждому расчетному счету необходимо показывать налоговую нагрузку от оборота.

Банк проверяет наличие обязательных платежей: арендная плата, заработная плата, хозяйственные расходы (канцтовары, вода, мебель и прочее).

Все расчеты, производимые юридическим лицом должны соответствовать основному виду деятельности, указанному в анкете, которую вы заполняли при открытии счета (заранее информируйте банк обо всех изменениях).

Все, что не соответствует основному виду деятельности организации банк рассматривает как «ломку платежа». Подозрения могут вызвать такие операции по расчетному счету как:

средства поступают на расчетный счет с НДС, выходят без НДС (более 10% от общего оборота)

средства поступают с одним назначением, а выходят с другим назначением платежа (более 10% от общего оборота).

Если количество ваших контрагентов один-два на вход и выход денежных средств, это повод службы финансового мониторинга рассматривать вашу организацию как «транзитную».

На данный момент многие банки проводят контроль идентификатора устройства клиента (IP-адрес) на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов банка, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации “противолегализационных” мероприятий.

Если все же блокировка или приостановление операций по счету произошли.

П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства. На период получения ответа от клиента и его обработки банк приостанавливает операцию, которую считает сомнительной.

На практике коммерческие банки сначала блокируют все операции по расчетному счету, далее поступает запрос из банка на предоставление документов, обосновывающих ту или иную операцию, которая вызвала подозрение службы финансового мониторинга.

Чаще всего запрос бывает довольно объемным и банк просит дать письменные пояснения по всей деятельности организации с предоставлением всей первичной документации за период (как предыдущий, так и текущий), а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Рекомендуем в указанные сроки предоставить банку все пояснения и документы. Если произошла такая ситуация, что вы не успеваете предоставить все документы в указанные сроки, то необходимо связаться (а в идеале в письменном виде по банк-клиенту) с сотрудником банка и предупредить о возможном увеличении срока предоставления документов с обязательным указанием причины.

Многие считают, что при блокировке одного счёта можно без проблем закрыть этот счет (даже не предоставляя документы), открыть другой и продолжать деятельность. Однако, это не так! Даже при обращении в другую кредитную организацию вам могут отказать в открытии нового счёта.

Как только банк блокирует расчетный счет, информация сразу же направляется в службу Росфинмониторинга и юридическое лицо попадает в «черный список» банков.

Максимально быстро вы можете получить доступ к своим средствам «зависшим» на заблокированном счете только переведя свои средства на другой расчетный счет. Но и тут есть подводные камни…

Если расчетный счет заблокирован службой финансового мониторинга и на нем «зависли» денежные средства, банк часто предлагает закрыть расчетный счет и перевести свои средства на расчетный счет, открытый в другом банке с назначением «перевод средств в связи с закрытием счета».

Это означает, что банк таким образом избавляется от вас как от «плохого» клиента и вносит вас в «черные списки». В своей работе нам удалось найти лояльные банки (Райффайзенбанк, ОТП), которые разрешают сначала вывести свои средства, а затем уж закрыть счет и при этом НЕ вносят вас в «черные списки». При этом назначение платежа может выглядеть примерно так «Перевод собственных средств при закрытии счета по Заявлению клиента». Но это должна быть инициатива самого клиента, который не согласен на первый вариант и просит банк пойти ему на встречу и принять заявление на закрытие расчетного счета.

Исходя из нашего опыта, мы не советуем закрывать расчетный счет, по которому произошла блокировка до момента выяснения причин блокировки и до того, как банк рассмотрит предоставленные документы и даст письменный ответ. Это связано с тем, что если в отношении вашей компании или ИП есть записи в списке 639-П, то их видят все банки без исключения. Поэтому, разберитесь с ситуацией в текущем банке, прежде чем закрывать расчетный счет.

Вас внесли в «черный список».

Если банк рассматривает ваши пояснения и документы и все же выносит отрицательный решение и вносит вашу организацию в списки по 639-П, это не повод прощаться с вашим бизнесом!

С марта 2018 г. на основании п. 13.4 ст. 7 115-ФЗ клиент, получивший отказ, имеет право представить в банк документы и сведения, подтверждающие отсутствие основания отказа в проведении операции. Банк обязан рассмотреть пояснения клиента и не позднее 10 рабочих дней сообщить вам о своем решении.

Читайте так же:  Отказ в назначении повторной экспертизы

Если все в порядке, то сообщение об устранении оснований, по которым ранее было принято оспариваемое решение, банк должен направить:

Если полученные от вас документы и сведения не удовлетворят банк, то он обязан письменно сообщить клиенту о невозможности устранения оснований, по которым принято решение.

Получив такой негативный ответ, вы можете обратиться в межведомственную комиссию, которая создана при ЦБ и направить на рассмотрение жалобу и документы и/или сведения, подтверждающие необоснованность банковского отказа. Комиссия состоит из сотрудников ЦБ и Росфинмониторинга.

Причем обратиться в межведомственную комиссию можно как отправив письмо Почтой России, так и через электронную приемную.

В течение 20 рабочих дней со дня получения жалобы межведомственная комиссия должна ее рассмотреть. Она либо поддержит решение банка, либо заставит его пересмотреть ранее принятое решение. Не позднее 3 рабочих дней со дня принятия своего решения комиссия сообщит о нем как клиенту банка, так и самому банку.

Решение межведомственной комиссии обязательно к исполнению для всех банков! Соответственно, клиентам, восстановившим свое честное имя, дадут доступ к банковскому обслуживанию. Если же они были внесены в «черный список», то их оттуда удалят.

Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму можно посмотреть на сайте Росфинмониторинга.

Как оспорить отказ банка в проведении операции или открытии счета в межведомственной комиссии при ЦБ РФ?

LDProd / Depositphotos.com

30 марта 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которыми предусмотрен механизм реабилитации клиентов банков (иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом), в отношении которых из-за подозрений в нарушении ими антиотмывочного законодательства принято решение об отказе в осуществлении операций, отказе в заключении договора банковского счета (вклада), расторжении договора банковского счета (вклада) (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 470-ФЗ).

Введенный механизм предполагает два уровня реабилитации. Первый — представление клиентом в банк документов (сведений), подтверждающих отсутствие оснований для принятия такого «отказного» решения. Второй — обращение в специальную межведомственную комиссию при Банке России в случае, если от банка по результатам рассмотрения представленных оправдательных документов было получено сообщение о невозможности реабилитации. Подробно об этих нововведениях мы рассказывали ранее.

Узнать, какая ответственность грозит юрлицу за непредставление сведений о своих бенефициарных владельцах, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы « интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В связи с этим Банк России разработал требования к заявлению, направляемому в межведомственную комиссию, состав этой комиссии, порядок и сроки рассмотрения заявления и документов (сведений), представленных заявителем, а также порядок принятия решения по результатам рассмотрения (Указание Банка России от 30 марта 2018 г. № 4760-У
«О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации»). Документ вступит в силу 21 апреля 2018 года.

Заявление должно быть адресовано межведомственной комиссии. Направить его в Банк России можно в бумажном виде по почте либо в электронном виде посредством использования раздела «Интернет-приемная Банка России» на официальном сайте ЦБ РФ (http://www.cbr.ru/).

Приведен перечень сведений, которые необходимо указать в заявлении, а также перечень документов, которые следует к нему приложить. Состав таких сведений и документов зависит от того, кто выступает заявителем, – юрлицо, ИП или физлицо.

Предусмотрены основания для оставления заявления без рассмотрения по существу. Это возможно, например, при его несоответствии установленным требованиям.

Сообщение о решении межведомственной комиссии должно быть направлено в адрес заявителя и в адрес финансовой организации в течение 3 рабочих дней с даты его принятия.

Принятое межведомственной комиссией решение не подлежит пересмотру.

Также предусмотрено, что обращения заявителей, получивших от финансовой организации отказ от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) до 30 марта 2018 года, будут рассматриваться межведомственной комиссией при Банке России в таком же порядке.

ЦБ разъяснил, как вычеркнуть свое имя из черного списка

Черный список отказников регулятор рассылает банкам и другим финансовым организациям с июня 2017 года. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрения в нарушении «антиотмывочного» закона.

До последнего времени механизма исключения из списка клиентов, попавших туда ошибочно, не было, и только лишь в ноябре 2017 года появилась возможность реабилитации на уровне банков.

1 апреля вступили в силу поправки в «антиотмывочное» законодательство, которые ввели двухуровневую систему реабилитации для клиентов. Однако «второй уровень» не мог заработать из-за отсутствия соответствующих нормативных документов. Между тем дополнительный механизм призван помочь заявителям по делам, в которых банк в реабилитации отказал, а таких, как показывает практика, было большинство. Так, согласно статистике ЦБ на 1 марта 2018 года, лишь 2400 из 500 000 клиентов добились исключения своего имени из черного списка.

Да. Центробанк опубликовал указание, которое обозначает порядок обращения клиентов с заявлением об исключении их из черного списка, а также устанавливает правила формирования межведомственной комиссии, которая эти заявления будет рассматривать. Его действия распространяются на всех клиентов, в том числе и на тех, кто попал в черный список до 30 марта 2018 года.

Для начала нужно получить письменный отказ банка в реабилитации. После этого надо обратиться с заявлением в Центробанк. Сделать это можно через интернет – посредством сервиса «Интернет-приемная Банка России». Заявление также получится подать на бумажном носителе почтовым отправлением.

Видео (кликните для воспроизведения).

Какие сведения и документы нужно предоставить в ЦБ?

  • Сведения о решениях, принятых финансовой организацией в отношении заявителя;
  • Информация о самой финансовой организации – ОРГН, ИНН, БИК и пр.;
  • Информация о заявителе – ФИО, дата и место рождения, гражданство, СНИЛС и ИНН и пр.
  • Копия документа, удостоверяющего личность;
  • Копии документов, предоставленных в финансовую организацию для проведения операции или открытия счета;
  • Копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
  • Письменный отказ банка;
  • Иные документы на усмотрение заявителя.
  • При поступлении заявления Центробанк предварительно проверит его на соответствие всем требованиям. После этого его рассмотрит межведомственная комиссия, состоящая из представителей Центробанка и Росфинмониторинга. Отмечается, что межведомственная комиссия имеет право принимать решение либо заочно, либо очно – например, в случае, когда ситуация вызывает разногласие Росфинмониторинга и ЦБ.

    Читайте так же:  Дарственная на квартиру сроки оформления

    Заявление должно быть рассмотрено в течение двадцати рабочих дней со дня обращения – это прямо указано в новой редакции «антиотмывочного» закона (п. 13.5 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Затем в течение трех рабочих дней с момента принятия решения ЦБ должен уведомить о нем заявителя. Способ уведомления будет зависеть от того, как заявитель направил заявление – через интернет или по почте.

    Указание Центробанка вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

    Ознакомиться с текстом Указания Банка России от 30 марта 2018 года № 4760-У можно здесь.

    Подробнее о том, как работает Закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», читайте в материале «Банки против бизнеса: как применяются нормы о противодействии отмыванию средств».

    ВС РФ о незаконности «заградительного» тарифа при блокировке счета по 115-ФЗ

    ВС РФ признал незаконным «заградительный» тариф на вывод средств при закрытии счета

    В определении от 07.02.2018 г. № 307-ЭС17-22271 Верховный суд поддержал решение суда, который признал незаконным заградительный тариф банка на вывод средств при закрытии счета. Операции по счету компании были заблокированы банком на основании закона № 115-ФЗ. Компании закрыла счет и перевела денежные средства из банка. Но не дополучила при этом значительную сумму, так как банк удержал комиссию за эту операцию. Компания не согласилась и обратилась в суд.

    Определение ВС РФ от 07.02.18 г. № 307-ЭС17-22271

    Компании удалось доказать, что действия банка незаконны, так как не относятся к банковской услугой, а взимаемый тариф является неосновательным обогащением банка.

    Отметим также, что при необоснованной блокировке счета весьма эффективным способом может стать обращение в межведомственную комиссию ЦБ РФ.

    О межведомственной комиссии Банка России по «черному списку»

    При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

    Дата актуализации материала — 30.04.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

    Общие положения

    21 апреля 2018 года вступило в силу указание Указание Банка России от 30.03.2018 N 4760-У «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации».

    Указание принято в развитие положений новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ, вступившей в силу с 30.03.2018.

    Для целей регулирования порядка реабилитации лиц, попавших в «черный список» Банка России, введен обобщающий термин «финансовая организация», в качестве которой могут выступать: кредитная организация, профессиональной участник рынка ценных бумаг, страховая организация, страховой брокер, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитный потребительский кооператив, в том числе сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, ломбард.

    Указанием N 4760-У определен порядок работы межведомственной комиссии при Банке России, куда могут пожаловаться клиенты кредитных организаций и НФО, которым было отказано в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада).

    В частности, Банком России установлены:

    • требования к заявлению, направляемому в межведомственную комиссию;
    • состав межведомственной комиссии;
    • порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем;
    • порядок принятия межведомственной комиссией решения по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем;
    • порядок сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации.

    К заявлению должны быть приложены документы по установленному перечню.

    Заявление может быть направлено заявителем либо его представителем:

    • на бумажном носителе посредством почтовой связи;
    • в электронном виде посредством использования раздела «Интернет-приемная Банка России» на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Что нужно сделать НФО?

    1) НФО следует провести внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых в течение трех рабочих дней – не позднее 25 апреля 2018 г.

    Рекомендуем НФО внеплановый инструктаж в связи с вступлением в силу Указания Банка России от 30.03.2018 N 4760-У объединить с внеплановым инструктажом в связи с новой редакцией Федерального закона N 115-ФЗ от 18.04.2018.

    Узнайте полный перечень оснований для проведения внутреннего обучения по ПОД/ФТ в рамках услуги «Консультация».

    2) НФО следует обновить Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в срок до 21 июля 2018 года, в том числе учитывая вступление в силу с 06.05 2018 новой редакции Положения 445-П, предусматривающей включение в ПВК по ПОД/ФТ новой программы — Программы организации в некредитной финансовой организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии.

    Учитывая большое количество изменений, на наш взгляд, обновление ПВК по ПОД/ФТ целесообразно оформить посредством утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ.

    В связи с изменением ПВК по ПОД/ФТ следует провести соответствующее внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых.

    Вы можете воспользоваться нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.

    Банковские клиенты из «черного списка» начнут обеляться с 30 марта 2018 года

    Росфинмониторинг выпустил информационное сообщение от 31 января 2018 года, в котором напомнил, что федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 470-ФЗ внесены изменения в антиотмывочный закон 115-ФЗ – прописан механизм реабилитации клиентов, попавших в «черные списки» банков и лишившихся обслуживания.

    Финансовые организации будут уведомлять своих клиентов не только об отказах в совершении операций, заключении договора банковского счета (вклада), о расторжении договора, но и о причинах таких мер.

    Клиент с учетом полученной информации о причинах вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для таких решений.

    Финансовая организация обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований для карательных мер. Если же это оказалось невозможным, клиент вправе обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ.

    Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.

    О реабилитации клиента финансовая организация должна сообщить в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.

    Читайте так же:  Куда жаловаться на районную поликлинику

    Закон 470-ФЗ вступает в силу 30 марта 2018 года.

    О документальном оформлении процедуры отказа клиенту в совершении операции

    19 сентября 2018 года в Вестнике Банка России было опубликовано письмо Банка России от 12 сентября 2018 г. №ИН-014-12/61 «Информационное письмо по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов».

    В указанном письме Банк России разъясняет порядок применения Федерального закона от 29 декабря 2017 г. №470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 30 марта 2018 года и ввел новый порядок отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, в том числе порядок рассмотрения документов, представленных клиентом, в отношении которого было вынесено решение об отказе. Рассмотрим более подробнее на какие вопросы отвечает Банк России в своем письме применительно к некредитным финансовым организациям.

    1. О периоде времени, на который распространяется механизм реабилитации в случае отказа от проведения операции.

    Нормы Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон №115-ФЗ), регламентирующие функционирование механизма реабилитации клиентов, вступили в силу 30 марта 2018 год.

    При этом Федеральный закон №115-ФЗ не устанавливает временных ограничений по обжалованию клиентами принятых в отношении них решений об отказе от проведения операции. Таким образом, клиенты, в отношении которых некредитными финансовыми организациями были реализованы предусмотренные Федеральным законом №115-ФЗ полномочия по отказу от совершения операции, вправе осуществить действия, предусмотренные пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, в отношении решения об отказе, принятого финансовой организацией начиная с 30 июня 2013 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 г. №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

    2. О порядке информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

    Абзацем четвертым статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако рассматриваемая статья Федерального закона №115-ФЗ содержит также и перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу таких случаев относится информирование о причинах отказа.

    В соответствии с изменениями, внесенными в нормативные акты Банка России, устанавливающие требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ финансовых организаций, финансовая организация в случае обращения к ней клиента за соответствующими разъяснениями информирует его о причинах отказа в установленном такой организацией порядке.

    3. Об объеме информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

    В целях соблюдения прав клиента, предоставленных ему пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, при обращении клиента в финансовую организацию за разъяснением причин отказа финансовая организация с учетом положений статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.

    Следует отметить, что анализ ответов ЦБ на второй и третий вопросы указывает на то, что некредитная финансовая организация обязана составить и утвердить формы первичных документов для оформления процедуры отказа клиенту, в первую очередь форму уведомления клиента об отказе от проведения операции. Представляется, что по мнению Банка России в целях реабилитации клиента некредитная финансовая организация должна утвердить следующие формы документов в качестве приложений к правилам внутреннего контроля:

    1. Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
    2. Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
    3. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
    4. Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
    5. Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
    6. Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
    7. Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
    8. Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
    9. Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
    10. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
    11. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

    4. О порядке исполнения финансовой организацией решения межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации, об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе.

    Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции, распространяется именно на ту операцию, в проведении которой ранее был получен отказ организации.

    Таким образом, в случае обращения клиента с повторным распоряжением о проведении операции, по которой межведомственной комиссией было принято решение об отсутствии оснований для отказа от ее проведения, финансовая организация не вправе отказать клиенту в проведении операции.

    С текстом информационного письма о по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов некредитной финансовой организации следует ознакомить своих сотрудников под роспись.

    Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

    Списки Межведомственной комиссии

    В настоящее время порядок применения решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма (далее — Межведоственная комиссия) строго не регламентирован. В связи с этим вопрос о документальном оформлении результатов проверки клиентов по спискам, формируемым Межведомственной комиссией остается актуальным. Но наши специалисты при сопровождении выездных проверок Банка России получили ответы, как нужно вести работу с данными списками. И в связи с этим подготовили специальный комплект документов для оформления работы с указанными списками. В состав документации разработанной специалистами компании Ю-Питер Консалтинг входят следующие документы:

    1. Приказ о работе со списками Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
    2. Акт о результатах проверки по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
    3. Служебная записка о выгрузке нового решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
    4. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
    5. Журнал регистрации исходящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
    6. Приказ об утверждении графика проверки клиентов по Перечню;
    7. Отчет о результатах проверки среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
    Читайте так же:  Судебный приказ о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей

    Разработчики: специалисты Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

    Стоимость комплекта документов: 5500 р.

    Срок подготовки документов: 1-2 рабочих дня.

    Форма предосталвения документов: в электронном виде в формате Word.

    По Вашему желанию все вышеперечисленные документы будут составлены с учетом специфики Вашего вида деятельности или восстановлены за прошлые периоды. При получении документов на электронную почту Вам останется только их распечатать, подписать и поставить печать. В этом случае стоимость определяется индивидуально, в том числе в зависимости от периода за который требуется восстановить документы.

    Решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма

    Напомним, что 30 июня 2013 года Федеральный закон от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» добавил в Федеральный от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» статью 7.4 о дополнительных мерах противодействия финансирования терроризма (далее – Закон 115 ФЗ).

    Статья 7.4 Закона №115-ФЗ предусматривает создание специального межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, которому предоставлено право принимать решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества отдельных организации или физический лиц.

    Позднее 18 ноября 2015 года вступил в силу Указ Президента РФ от 18.11.2015 №562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма». Короткое наименование указанного органа — Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма (далее – Межведомственная комиссия).

    Решения Межведомственной комиссии размещаются в Личном кабинете Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг). Так, первое решение Межведомственная комиссия приняла в феврале 2016 года.

    Суть этих решений заключается в том, что Межведомственная комиссия формирует специальные списки лиц в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности, но при этом отсутствуют основания для включения их в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень). Напомним, что основания для включения в Перечень установлены пунктом 2.1 статьи 6 Закона №115-ФЗ, а правила определения указанного Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 №804.

    Кроме этого, статья 7.4 Закона №115-ФЗ гласит, что при выявлении среди своих клиентов лиц из списка лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии нужно незамедлительно принять в отношении них меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества согласно пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ и сообщить об этом в Росфинмониторинг.


    Таким образом, при каждой публикации решения Межведомственной комиссии в Личном кабинете Росфинмониторинга специальному должностному лицу нужно произвести проверку своих клиентов по указанному списку и документально оформить результаты этой проверки (например в виде акта), чтобы при проверке надзорных органов подтвердить проведение указанных проверок.

    В результате появления дополнительного списка «нежелательных клиентов», формируемого Межведомственной комиссией специальному должностному лицу теперь нужно проводить два вида проверок:

    • проверка клиентов по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, согласно пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ,
    • проверка клиентов по списку лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии.

    Список лиц в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества в Личном кабинете Росфинмониторинга

    В Личном кабинете Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) установлен новый раздел в основном меню «Список лиц в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества». Таким образом, в Личном кабинете Росфинмониторинга теперь будут размещены два списка:

    1. Перечень лиц организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, который формируется на Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 №804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» (далее – Основной перечень)

    2. Перечень организации и/или физических лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, который формируется на основании Указа Президента РФ от 18.11.2015 № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (далее – Дополнительный перечень).

    Новый раздел содержит три подраздела: «Список перечней», «Полнотекстовый поиск лиц», «Действующие решения». Рассмотрим подробнее каждый из них.

    Список перечней представляет собой реестр файлов в формате xml для скачивания. Кстати, Росфинмониторинг ранее информировал о размещении в Личных кабинетах на официальном сайте Росфинмониторинга всех актуальных решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма в электронном виде в XML-формате. Файл можно скачать в подпункте «Список перечней» пункта меню «Список лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества».

    Следующий подраздел «Полнотекстовый поиск лиц». В этом блоке можно осуществлять онлайн-проверку клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов на предмет наличия их в списке лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения основный перечень лиц организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Третий подраздел содержит в себе сводный реестр решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма («Решения МВК»), общий список лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения основный перечень («Список лиц»), поиск лиц по реквизитам («Поиск лиц») и возможность скачать действующий файл в формате xml (скачать xml).

    Межведомственная комиссия при цб 115 фз
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here