Ограниченные права на земельные участки

Ответы на вопросы в статье по теме: "Ограниченные права на земельные участки" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Ограниченные вещные права на земельные участки (стр. 4 из 4)

Сервитут может быть срочным или постоянным (п. 4 ст. 23 Кодекса). Это правило относится как к частным, так и к публичным сервитутам. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой сервитут в любое время может прекратиться по самым разнообразным основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость в сервитуте, или соответствующий земельный участок может быть изъят из оборота или каким-либо образом будет изменено его целевое назначение, что может повлечь за собой прекращение сервитута и т.д.).

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Если обременение, накладываемое сервитутом, становится настолько тяжелым, что лишает собственника возможности использовать этот участок по своему прямому назначению, то собственник вправе в судебном порядке ставить вопрос о прекращении сервитута.

Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в подп. 4 п. 1 ст. 1 Кодекса принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. По мнению некоторых юристов, процедура проведения таких слушаний и порядок определения их результатов должны устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований[8] .

Основной отличительной чертой публичных сервитутов является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут. В связи с этим в юридической науке неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют «пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей»[9] . Данное мнение находит косвенное подтверждение и в п. 7 ст. 23 Кодекса, из содержания которого можно сделать вывод о том, что такое ограниченное вещное право, как публичный сервитут, может прекратить более широкое по содержанию вещное право — право собственности. При этом в случае установления частного сервитута невозможность использования обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его назначением влечет за собой прекращение такого сервитута, а не права собственности (п. 2 ст. 276 ГК РФ).

Заключение

Институт ограниченных вещных прав на земельные участки имеет важное правовое значение в жизни цивилизованного общества. К ограниченным вещным правам относятся право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения. Объектами названных прав являются исключительно земельные участки.

Субъектами права пожизненного наследуемого владения являются только граждане. Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования выступают как граждане, так и юридические лица.

Со дня введения в действие ЗК РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение впредь не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан и до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного управления.

Земельные участки, закрепленные на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, являясь объектами гражданских прав, тем не менее, лишены самостоятельной оборотоспособности. При отчуждении строения такие земельные участки следуют его судьбе, т.е. переходят к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).

На основании изложенного можно сделать вывод, что ограниченные вещные права на земельные участки, на которых расположены строения, принадлежат всем тем лицам, в собственности которых находится строение.

С писок литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая((в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №333-ФЗ )

2. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г. // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 2. — Ст. 149.

4. Федеральный закон от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»./ Собрание законодательства РФ.- 1997.- N 30.- Ст. 3594.

5. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».// Вестник ВАС РФ.- 2005.- №5. -С. 12-24.

6. Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 1. — 6-е изд., перераб. и доп./Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. — М., ТК Велби, Проспект, 2003.

7. Земельное право. Конспект лекций /Сост. Павловский И.А. М.: МИЭМП, 2004.

8. Комментарий к земельному законодательству. Рук. авт. коллектива М.В. Бархатов. — М.: Юрайт-Издат, 2002.

9. Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.

10. Осипова М.В.. Гражданское право. – М., 2003.

11. Тихомиров М.Ю. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ — «Изд. Тихомирова М.Ю.», 2006.

[1] Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 1. — 6-е изд., перераб. и доп./Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. — М., ТК Велби, Проспект, 2003, с. 117-119.

[2] Вестник ВАС РФ, 2005, N 5, с. 12-24.

[3] Осипова М.В.. Гражданское право. – М.,2003.С.123-128.

[4] Тихомиров М.Ю. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ — «Изд. Тихомирова М.Ю.», 2006.С.102-106.

[5] Комментарий к земельному законодательству. Рук. авт. коллектива М.В. Бархатов. — М.: Юрайт-Издат, 2002.С.231.

[6] Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.С.45-56.

[7] СЗ РФ, 1997 N 30, ст. 3594

[8] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Второе издание, дополненное и переработанное/Под ред. Чубукова Г.В., Тихомирова М.Ю. — М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2006, с. 165.

Читайте так же:  Резюме бизнес плана — цель и правила составления

[9] Е. Сарьян. Что такое сервитут? — М., Эж-Юрист, 2001, N 34, с. 4.

Ограничение прав на земельные участки

Земля является одним из важнейших ресурсов страны и развития общества. По нормам Конституции она может находиться в частной собственности граждан.

Это означает, что полноправные владельцы земельных участков могут ими свободно распоряжаться, при желании отчуждать или или использовать по целевому назначению.

Земельным Кодексом страны регламентированы и ряд оснований, по которым может возникнуть ограничение прав на земельные участки. Такие решения принимаются только на уровне государственных органов власти, занимающихся решением земельных вопросов.

Ограничения при этом в зависимости от их основания могут носить срочный или бессрочный характер.

Понятие ограничения прав на землю

Что такое ограничение права на земельный участок, указано в ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ. Ограничение прав на землю – это комплекс мер по ущемлению или запрещению на использование, владение или распоряжение имуществом в интересах государства.

Это специальные меры воздействия, которые призваны ограничить в правах собственника земли для решения более важных, остро стоящих задач, которые могут влиять на развитие всего государства.

Ст. 55 Конституции РФ предполагает, что ограничение прав собственности возможно только в определенных случаях, в частности:

  • для обеспечения нерушимости конституционного строя страны;
  • для обеспечения стабильности государства;
  • для обороноспособности страны;
  • для защиты прав и законных интересов других граждан.

Во всех остальных случаях, по иным мотивам ограничения будут являться незаконными мерами воздействия на гражданина и покушения на его частную собственность.

Ограничение права собственности на землю подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

От обременения ограничение права пользования земельным участком отличается тем, что при обременении владелец недвижимости получает дополнительные обязанности по содержанию и использованию имущества. При ограничении же он, наоборот, теряет уже существующие у него как у законного владельца права в отношении этой земли.

Лицо, чьи права на землю были таким образом ограничены, имеет полное право отменить или обжаловать это ограничение через суд. Это обязательно нужно сделать, если есть веские основания полагать, что ограничение носит незаконный характер или было осуществлено с нарушениями норм законодательства.

Законные основания

Для того, чтобы права владельца были ущемлены, необходимо, чтобы присутствовали основания ограничения. Прописаны они непосредственно в Земельном Кодексе, но перечень их не является исчерпывающим.

К основаниям ограничения относятся:

  • Использование земельного участка осуществляется на территории санитарно-защитной зоны.
  • Необходимость сохранности животного или растительного мира, исторических, архитектурных или культурных памятников, плодородия почвы, естественных путей миграции птиц или других животных.
  • Строительство недвижимости, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами.
  • Иные основания, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
  • В равной степени ограничение земли может быть наложено на юридическое и физическое лицо. Ограничение также может возникнуть, если поблизости располагается промышленный объект специального назначения. К таким объектам могут быть отнесены химические заводы, атомные электростанции и т.д.

    Зоны природных заповедников и участков, представляющих историческую ценность, могут использоваться только по целевому назначению – в рамках культурных, туристических или исследовательских мероприятий.

    Ограничение прав на землю сохраняется при переходе права собственности от одного владельца к другому. То есть ограничение как юридический факт не имеет привязки к конкретному собственнику земли. Оно касается самого объекта недвижимости.

    Кто устанавливает подобные ограничения? Устанавливаются они исполнительными органами государственной власти или местным муниципалитетом. Осуществляется эта процедура с помощью оформления протокола решения, который в обязательном порядке направляется владельцу земли.

    Каких видов могут быть ограничения?

    Виды ограничений также не являются исчерпывающими. К ним можно отнести:

  • обслуживание магистралей и путей сообщения муниципалитетом;
  • ведение строительства объектов недвижимости;
  • освоение определенной территории;
  • допуск специалистов для проведения исследовательских мероприятий;
  • наложение сервитута для прохода по участку при условии невозможности прокладки иного пути;
  • ограничение на оборот земельных ресурсов;
  • ограничения по распоряжению государственными органами власти землей, которая была передана под развитие жилищной индустрии;
  • запрет на передачу во владении приграничных территорий иностранцам.
  • Могут быть установлены и другие виды ограничений, но только по решению судебных или компетентных органов. Ипотека ошибочно рассматривается многими как вид ограничения. Это обременение, которое накладывается банком на участок земли, за который ещё не полностью выплачена сумма денежных средств.

    В 2019 году узнать об ограничениях на землю можно онлайн на сайте Федеральной кадастровой палаты страны — https://kadastr.ru/. На сайте из списка электронных услуг и сервисов для этого нужно выбрать вкладку «Узнать об ограничениях на земельный участок».

    Резервирование земель для нужд государства или города

    Отдельным видом ограничения прав владения землёй выделено резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, регламентированное ст. 56.1 ЗК РФ.

    Такой вид ограничения установлен для определенных территорий страны, где законодательно запрещаются некоторые из видов деятельности.

    Иногда государство меняет статус земли, которая ранее законно принадлежала собственнику, но в дальнейшем была причислена к участкам, в которых нуждается государство.

    Обычно на зарезервированных территориях запрещено:

    • строить жильё или производственные сооружения;
    • проведение оросительных, осушительных и других мелиоративных работ;
    • организация закрытых водоемов и др.

    Так, государство иногда выделяет земли гражданам на определенных условиях, например, для освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги и т.д.

    Сроки и регистрация

    На какой срок может быть установлено ограничение, указано в положениях Земельного Кодекса страны. В каждом конкретном случае такой срок устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от основания ограничения.

    Для государственных или муниципальных нужд резервирование земель может осуществляться на срок не более 3 лет. Иногда он может продлеваться до 20 лет максимум.

    Срок ограничения может и вовсе отсутствовать, из-за чего ограничение будет носить бессрочный характер. Если ограничение касается сервитута, то перестанет он действовать, когда отпадёт ранее существовавшее основание для его возникновения.

    Все ограничения прав в пользовании землёй должны быть зарегистрированы. Регистрация в этом случае имеет свои особенности, в частности:
    1. Государственная регистрация ограничения прав на землю возможна только при наличии регистрации на сам объект недвижимого имущества в ЕГРН.
    2. Если ограничение происходит не по воле собственника, то регистрация возможна только при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений.
    Читайте так же:  Как оформить социальный налоговый вычет

    Регистрация ограничения, как и права собственности на участок земли, носит заявительниц характер. Помимо самого заявления о регистрации заявитель должен приложить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей для физических лиц и 15000 рублей для юридических лиц.

    Если заявитель не предоставляет акт органа государственной власти, на основании которого принято решение об ограничении, орган регистрации запрашивает его самостоятельно.

    Указание на наличие ограничения в пользовании землёй, связанного с установлением особо охранной зоны, должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе, например, договоре купли-продажи.

    Если такое указание в документе будет отсутствовать, то право собственности на него не может быть законно зарегистрировано.

    Как обжаловать в суде ограничение?

    Если гражданин не согласен с установленным в отношении него ограничением, он вправе обжаловать решение органа государственной власти в судебном порядке. Тогда решение органа власти может быть признано незаконным и отменено.

    Право на обжалование у владельца земли возникнет тогда, когда он получит уведомление об окончании процедуры регистрации ограничения прав на землю.

    Для того, чтобы обосновать свою позицию в суде и доказать ее состоятельность, гражданину нужно будет:
    • доказать, что решение, принятое уполномоченными органами, шло в разрез с нормами современного законодательства;
    • доказать, что принятое решение ущемляет права и законные интересы собственника земли.

    В исковом заявлении необходимо будет четко обосновать выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты. К иску нужно приложить дополнительные документальные доказательства нарушения своих прав. Если есть возможность, можно привести свидетелей, которые примут Вашу позицию и выскажутся в суде в Вашу пользу.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нужно быть готовым к тому, что государственные или муниципальные органы представят в суд своих юристов, которые, как правило, обладают большим опытом участия в подобных спорах. Победить в таком противостоянии будет непросто, поэтому лучше заранее вооружиться помощью юристов.

    Земля может находиться в частной собственности граждан или юридических лиц. Законодательством предусмотрены основания законного ограничения данных субъектов в правах на пользование и распоряжение своей землёй.

    Такие ограничения обязательно должны пройти процедуру государственной регистрации, и в случае несогласия владельца с таким решением могут быть обжалованы им в судебном порядке.

    § 6. Ограниченные вещные права на земельные участки

    Земельный участок как объект права собственности и иных имущественных отношений уникален. В условиях рыночных отношений значимость правового регулирования земельных отношений резко возрастает. Злободневность данной темы для практики очевидна. К примеру, до сих пор нет ясности в вопросе о содержании таких вещных прав в отношении земельных участков, как право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения, нет единообразия и в понимании земельного сервитута, что, несомненно, является поводом для многочисленных научных дискуссий.

    Согласно действующему законодательству земельные участки могут принадлежать и несобственнику — на ином, нежели право собственности, легитимном основании. Среди таких легитимных оснований, кроме права собственности, ГК РФ называет право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. ст. 216, 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. ст. 216, 268), сервитуты (ст. ст. 216, 274, 277); ЗК РФ — право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20), право пожизненного наследуемого владения (ст. 21), право аренды (ст. 22), право безвозмездного срочного пользования (ст. 24) и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23). Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет в отношении земельного участка правомочия владения, пользования и некоторого распоряжения на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником земельного участка.

    В отношении таких ограниченных вещных прав, как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации указывается, что они должны быть сохранены без установления какого-либо срока, на который они сохраняются, и без изменения их содержания. Однако необходимо оговорить законодательно, что такие права не должны возникать в будущем и предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком кому-либо в последующем невозможно. Авторы Концепции предлагают механизм для постепенного исчезновения этих прав, а также считают нужным предусмотреть стимулы для трансформации этих прав в другие вещные права, предусмотренные ГК РФ.

    Проект Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ предлагает дополнить Кодекс статьей о правах на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками, и предусмотреть в ней, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ. При этом лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет права владения и пользования или права пользования земельным участком на условиях и в пределах, предусмотренных законом или договором с собственником. Однако перечень каких-либо прав в данной статье (ст. 293) не приводится.

    § 7. Право пожизненного наследуемого владения

    Такой правовой институт, как право пожизненного наследуемого владения земельным участком, был введен в отечественное законодательство еще в 1990 г. Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле.

    Право пожизненного наследуемого владения земельным участком представляет собой ограниченное вещное право в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, т.е. определенные вид и меру возможного поведения субъекта — обладателя данного права — в отношении соответствующего земельного участка, передаваемое по наследству.

    Статьей 265 ГК РФ определено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно ст. 21 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного Кодекса не допускается. Но право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

    В соответствии с гражданским законодательством гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (ст. 266 ГК РФ).

    Читайте так же:  Неустойка по алиментам куда подавать иск

    Что касается распорядительных действий, то по общему правилу, предусмотренному п. 3 ст. 264 ГК РФ, владелец земельного участка, не являющийся его собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом. Не допускает каких-либо распорядительных действий со стороны владельца в отношении земельного участка, находящегося у него на праве пожизненного наследуемого владения, и ЗК РФ. Единственным исключением в отношении распорядительных полномочий владельца является его право передать принадлежащее ему право пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству (ст. 267 ГК РФ).

    Переход права пожизненного наследуемого владения на земельный участок осуществляется в результате наследования в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследовании и подлежит государственной регистрации, которая производится на основании свидетельства о праве на наследство в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Согласно ст. 1181 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, принадлежавшее наследодателю, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных законодательством о наследовании. При наследовании права пожизненного наследуемого владения земельным участком (равно как при наследовании земельного участка) по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

    Ограниченные вещные права на земельные участки (стр. 3 из 4)

    Содержание этого права составляют правомочия по владению и пользованию, которые передаются по наследству. Реализуя их, владелец участка (если из закона или договора не вытекает иное) вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (ст. 266 ГК)[4] .

    В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

    В настоящее время земельное законодательство России таких оснований не предусматривает. Земельный Кодекс в п. 1 ст. 21 установил, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Кодекса, сохраняется.

    Однако предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается.

    Следовательно, индивидуальные правовые акты органов, осуществляющих предоставление земельных участков, которые нарушают данный запрет, должны признаваться недействительными либо не подлежащими применению (ст. 12, 13 ГК РФ).

    ГК РФ ограничивает правомочия владельца земельного участка, владеющего таким участком на праве пожизненного наследуемого владения, по распоряжению земельным участком. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству (ст. 267 ГК).

    Земельный Кодекс также установил полный запрет на распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением случая перехода прав на земельный участок по наследству (п. 2 ст. 21 Кодекса).

    Между тем, что такой запрет на распоряжение указанным земельным участком не ограничивает право его владельца на возведение на соответствующем участке объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 266 ГК РФ), так как указанное право реализуется в рамках правомочия пользования, а не распоряжения земельным участком.

    Таким образом, ГК РФ и ЗК РФ содержат коллизионные нормы, по-разному регулирующие правомочие распоряжения земельным участком, предоставленным в пожизненное наследуемое владение.

    Формальной юридической основой разрешения данной коллизии могли бы служить положения п. 3 ст. 3 ЗК: имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Однако весьма странно, когда в регулировании сугубо гражданско-правовых отношений приоритетом обладают нормы других отраслей права. При этом сохраняет свою силу правило п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ[5] .

    Отмеченный дефект правового регулирования, который очевиден юристам, можно объяснить только небрежностью законодателя. Поэтому представляется, что данная и другие подобные коллизии норм гражданского и земельного права должны разрешаться не при помощи толкования норм, а самим законодателем путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты.

    Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. При этом применяются правила ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Гражданам, имеющим земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, предоставлено право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность участок, находящийся в его пожизненном наследуемом владении или принадлежащий ему на праве постоянного бессрочного пользования, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается (п. 3 ст. 21 ЗК).

    Предоставление в собственность граждан указанных участков в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается[6] .

    4. Право на ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитутные права)

    Сервитуты (сервитутные права), выделяемые законом в качестве разновидности вещных прав (ст. 216, 274 — 277 ГК, ст. 23 ЗК), представляют собой права, закрепляющие за гражданами и юридическими лицами возможность пользования в ограниченном объеме чужим недвижимым имуществом. Предметом сервитутов могут быть земельные участки, водные пути для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, здания, сооружения и другое недвижимое имущество. В науке гражданского права такие сервитуты имеют название положительных.

    Согласно ст. 274 ГК сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установки сервитута.

    Объектом сервитута может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и иной земельный участок (фактическое пользование которым возможно и необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут.

    Читайте так же:  Средний расход воды на человека в месяц

    Согласно п. 1 ст. 23 ЗК частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута на условиях и в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 3 ст. 274 ГК.

    В связи с этим Пленум ВАС РФ в п. 29 постановления от 24.03.2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указал на то, что при принятии искового заявления от лиц, права и законные интересы которых затронуты установлением публичного сервитута, необходимо учитывать, что дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу ч. 2 ст. 191 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ рассматриваются в арбитражных судах, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом прямо отнесено к компетенции арбитражных судов.

    Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в п 2 ст. 23 ЗК, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.

    Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

    Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав (ст. 27 Федерального закона „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“)[7] . Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).

    Таким образом, хотя сервитут в определенной степени ограничивает права собственника, однако обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка права владения, пользования и распоряжения им. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который им обременен, к другому лицу (ст. 275 ГК). Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

    Поскольку в силу п. 5 ст. 274 ГК собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком, постольку каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате таких платежей. Как отмечено в ст. 277 ГК РФ, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

    Ограниченные вещные права на земельные участки

    Наряду с правом собственности в действующем законодательстве выделяются иные вещные права на землю. Перечень видов вещных прав на земельные участки закреплен в гл. 4 ЗК РФ. К ним относятся права:

    • — постоянного (бессрочного) пользования;
    • — пожизненного наследуемого владения;
    • — ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

    В п. 1 ст. 20 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень видов юридических лиц, которым с момента вступления в силу ЗК РФ могут предоставляться земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование. Из коммерческих организаций в этот список входят только казенные предприятия. Из некоммерческих организаций правом получения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование располагают государственные и муниципальные учреждения, а также центры исторического наследия президентов РФ, прекративших свои полномочия. Третью группу субъектов, которым могут быть предоставлены земельные участки на данном праве, составляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Все остальные юридические лица, если они получили земельные участки в постоянное пользование до вступления в силу ЗК РФ, обязаны были переоформить это право на право аренды или приобрести земельный участок в собственность до 1 июля 2012 г.

    С момента вступления в силу ЗК РФ земельные участки гражданам в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение не предоставляются.

    В отличие от юридических лиц, предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

    Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФВ не допускается.

    В этом Кодексе закреплены положения, существенным образом изменяющие содержание права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.

    До введения в действие ЗК РФ землевладельцы и землепользователи имели право с согласия собственника распоряжаться земельным участком путем сдачи его в аренду или передачи в безвозмездное срочное пользование. В соответствии с этим Кодексом лица, не являющиеся собственниками земельных участков, указанными правами не обладают. Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду только их собственниками.

    Объектом права пожизненного наследуемого владения являются земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности. Субъектами такого права выступают физические лица.

    Содержание данного права составляют правомочия владения и пользования земельным участком. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

    Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитуты вводятся для удовлетворения определенных потребностей субъектов данного права, связанных с осуществлением правомочий собственности на недвижимое имущество либо удовлетворения общественных интересов в пользовании земельным участком.

    Читайте так же:  Как определить комплектацию по вин коду

    В соответствии с п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты:

    • 1) для прохода или проезда через земельный участок;
    • 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
    • 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
    • 4) проведения дренажных работ на земельном участке;
    • 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
    • 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
    • 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
    • 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
    • 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
    • 10) свободного доступа к прибрежной полосе.

    Сервитут может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

    Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации.

    Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Частные сервитуты устанавливаются по соглашению между субъектом, заинтересованным в установлении сервитута, и собственником земельного участка.

    Сервитут следует судьбе имущества, обремененного сервитутом. Это правило отражено в п. 3 ст. 216 ГК РФ, в соответствии с которым переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

    Порядок установления частного сервитута предусмотрен ст. 274, 277 ГК РФ. Согласно ст. 274 собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Частный сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    Согласно п. 9 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации.

    Безвозмездное срочное пользование земельными участками (далее — срочное пользование) напрямую не предусмотрено в качестве вещного права на землю ни ст. 216, ни гл. 17 ГК РФ, ни прочими нормами этого Кодекса. Однако существование этого права допустимо в силу незакрытого перечня вещных прав в ст. 216 ГК РФ, а также в силу того, что некое срочное пользование названо в ст. 264 ГК РФ. Представляется возможным подвести под это срочное пользование помимо аренды также право безвозмездного срочного пользования земельными участками. Весьма отдаленно это право напоминает право временного пользования земельными участками, ранее предусматривавшееся ст. 14 ЗК РСФСР 1991 г.

    Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть переданы в срочное пользование тем же субъектам, которые имеют право на получение земельных участков в постоянное пользование. И только для этого случая установлен конкретный предельный срок действия права — один год. Однако вопрос о том, для какой цели предоставляются в этом случае земельные участки в срочное пользование и почему они не могут быть предоставлены в постоянное пользование, ЗК РФ оставляет открытым. Юридическим фактом, лежащим в основании возникновения права срочного пользования, в данном случае является административный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

    В основании же возникновения права срочного пользования земельными участками, находящимися в частной собственности, является договор. Срок его действия законом не установлен. Заключить этот договор может лишь собственник земельного участка, но не землевладелец, землепользователь или арендатор. Целевое назначение земельного участка при этом не должно изменяться.

    Административный акт в виде решения соответствующей организации лежит и в основании возникновения права срочного пользования на служебный надел. Срок действия этого права относительно определен — на время установления трудовых отношений. Целевое назначение служебного надела ЗК РФ не определяется. Вероятнее всего, это будет сделано в тех же законах, которые призваны определить категории работников, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Содержание права срочного пользования определяется п. 1 ст. 41 ЗК РФ. Субъекты этого права, кроме пользователей служебных наделов, несут обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ, в полном объеме.

    Ограниченные права на земельные участки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here