Патронаж устанавливается над гражданами

Ответы на вопросы в статье по теме: "Патронаж устанавливается над гражданами" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к статье 41 Гражданского Кодекса РФ

1. Патронаж над дееспособными гражданами — это новый правовой институт. Ранее по нормам брачно-семейного законодательства (КоБС) в случаях, указанных в п. 1 комментируемой статьи, над дееспособными совершеннолетними гражданами устанавливалось попечительство (с определенными ограничениями). Такой подход не в полной мере соответствовал правовой природе попечительства и защите имущественных прав полностью дееспособных граждан, хотя и нуждающихся в помощи.

2. Под патронажем как особой формой попечительства в силу п. 1 ст. 41 следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, немощность по старости. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.

3. Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства по личному заявлению дееспособных лиц, нуждающихся в помощи. Их согласие на установление патронажа и назначение конкретного лица их попечителем (помощником) является обязательным условием. Вместе с тем это лицо должно отвечать требованиям пп. 2, 3 ст. 35 (см. коммент. к ней). Кроме того, попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина должен назначаться, как правило, по месту жительства подопечного.

Назначение попечителя (помощника) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (см. п. 1 ст. 35 и коммент. к нему). Надзор за его деятельностью осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица (родственники, соседи, медицинские и социальные работники и др.).

4. Назначенный гражданам, указанным в п. 1 комментируемой статьи, попечитель выступает лишь в качестве их помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. При этом он в согласии или разрешении попечителя (как это было ранее) не нуждается. Свою помощь попечитель может осуществлять не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании договора поручения (гл. 10 и 49 ГК) или договора о доверительном управлении имуществом (ст. 209 и гл. 53 ГК), который заключается с самим подопечным — собственником имущества.

5. Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного и его содержание (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов, предметов домашнего обихода и т.п.), попечитель (помощник) совершает с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду его совершеннолетними детьми, и др.).

6. Патронаж прекращается: по требованию самого гражданина, находящегося под патронажем (независимо от мотивов этого требования); при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты; по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей; при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в т.ч. при использовании патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи (см. ст. 39 и коммент. к ней).

Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (принятие акта главой местной администрации). Патронаж прекращается также со смертью подопечного (без вынесения соответствующего решения).

Другой комментарий к статье 41 ГК РФ

1. Институт патронажа над дееспособными гражданами ранее в законодательстве РФ отсутствовал. Необходимость усиления охраны прав, интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии в полной мере о себе позаботиться, обусловила включение норм о патронаже в ГК. Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник. Потребность в помощнике обычно возникает, если рядом нет близких людей, готовых оказать поддержку, в чем бы она ни выражалась.

По смыслу п. 1 комментируемой статьи патронаж — разновидность попечительства, предусмотренного ст. 35 ГК. С таким подходом трудно согласиться. Попечительство над дееспособными совершеннолетними лицами имеет свои отличительные правовые признаки. Главный из них — восполнение дееспособности лица. При патронаже речь идет о полностью дееспособных гражданах, нуждающихся только в помощи. Она может быть активной и пожизненной, разовой и систематической, касаться мелких и крупных сделок, распоряжения имуществом. Какой должна быть эта помощь, определять находящемуся под патронажем лицу. Поэтому правильнее было бы говорить о патронаже над дееспособными гражданами как совершенно самостоятельном правовом способе помощи со стороны лиц, которым они доверяют. При отсутствии таких лиц гражданин может быть помещен в одно из специализированных учреждений (интернат, дом инвалидов) на полное государственное попечение. Однако временное пребывание в подобного рода учреждении не исключает патронажа.

2. В п. 2 комментируемой статьи использована уже более точная терминология. Лицо, осуществляющее патронаж, именуется помощником. Его статус отличается от регламентируемых ст. 35 ГК прав и обязанностей попечителя. Поступки, действия помощника связаны не правовыми предписаниями, а волей дееспособного совершеннолетнего гражданина. Чтобы обезопасить его от всякого рода случайностей, скрытой недобросовестности помощника, устанавливается определенный порядок оформления его отношений с лицом, находящимся на патронаже. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Именно такой видится формальная сторона договора патронажа, которая в ст. 41 четко не определена.

Читайте так же:  Ведомственная медаль за отличие в службе

3. Настоящий пункт посвящается защите помощником только имущественных прав патронируемого. Она осуществляется по смыслу п. 3 комментируемой статьи на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся на патронаже.

По нашему мнению, подобного рода правила неоправданно усложняют не только правовую, но и фактическую сторону патронажа, затрудняют его использование по назначению. Это обстоятельство вызывается смешением института попечительства как такового и патронажа. Представляется, что объединенные договором патронажа стороны связаны намерениями находящегося на патронаже лица. Если же возникнет надобность в совершении сделок, требующих нотариального удостоверения, помощник может действовать на основании доверенности.

4. Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание физического лица прекратить отношения по патронажу. Для органов опеки и попечительства, прокурора основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью. Трактуя освобождение помощника (его отстранение) от принятых на себя обязательств, ст. 39 ГК исходит из понимания патронажа как разновидности попечительства, с чем трудно согласиться.

Социальная помощь семьям в кризисной ситуации

Социальный патронаж над семьями, оказавшимися по совершенно разным причинам в тяжелом положении — один из важных вопросов современного общества. Его решением занимаются определенные государственные учреждения и общественные организации. Из-за сложившейся в стране ситуации и увеличении проблем безнадзорности семей число, которым требуется эта услуга, постоянно увеличивается.

Под патронажем подразумевают обслуживание, предоставляемое индивидуальным клиентам и группам риска. Выполняется постоянный надзор, посещаются жилища клиентов, оказывается им определенный вид помощи.

Социальный патронаж

Социальный патронаж это вид технологии, позволяющей найти решение кризисной жизненной ситуации, предполагающей сопровождение семьи и детей, столкнувшихся с подобной проблемой. Здесь объединены диагностические, контрольные, адапционно-реабилитационные функции. Его действие направлено на установление и поддержку длительных связей с семьей, своевременное обнаружение ее проблемных ситуаций и оказание незамедлительной помощи.

Социально педагогический патронаж устанавливают над семьей, оказавшейся:

  • в кризисной ситуации, вызванной разводом, смертью близкого человека и тому подобное;
  • в трудной жизненной ситуации при возникновении психологических проблем, хронического заболевания, потери работы, инвалидности;
  • в опасном положении, связанным с алкоголизмом, наркоманией, насилием в семье, бродяжничеством.

Как свидетельствует сложившаяся практика, специалисты занимаются патронажем неблагополучных семей в том случае, если их члены не выполняют свои обязанности, самостоятельно не справляются с жизненными трудностями и проблемами. Также, подобная процедура устанавливается, если эти лица:

  • социально нездоровы или присутствуют признаки их риска для общества;
  • общественно изолированы, замкнуты;
  • в состоянии хронической социально психологической дезадаптации;
  • с ослабленной связью с социумом и внутри семьи или полным ее отсутствием;
  • лишены ресурсов, чтобы осуществить личностный и общественный рост, или не умеют пользоваться ими. Это могут быть их материальные, духовные, профессиональные формы.

Нужно ли ставить семью на патронаж, решает организация, занимающаяся его контролем, или межведомственная комиссия, в функции которой входит контроль этой процедуры.

Выполнение обязанностей возлагается на специалиста, представителя межведомственной комиссии, службу патронажных сестер, по решению которых семья была взята под контроль. Они имеют право (если в этом есть необходимость) вносить коррективы в пункты плана их деятельности с неблагополучными лицами.

Постановка на патронаж семьи принимается на основе реально необходимого и обоснованного решения. Не стоит его принимать со спешкой, может ее члены нуждаются в консультационных услугах, поддержке или отдельных реабилитационных профилактических мероприятиях.

Руководствуясь материалами социального педагога, службы организовывают работу на следующих принципах социального патронажа:

  • системность (взаимосвязанность действий, дополняющих друг друга);
  • комплексность (работа выполняется не в одиночном порядке, а комплексно);
  • оптимизация;
  • объективность;
  • профилактическая направленность;
  • пропаганда о единстве семьи.

Основные виды социального патронажа

Определяют следующие виды социального патронажа семьи:

  • медицинский;
  • психологический патронаж;
  • педагогический;
  • экономический;
  • правовой.

Медико-социальный

Этот вид устанавливается в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, включая и детей-инвалидов, которым нужен ежедневный уход. Его содержание составляется в зависимости от категории подопечных. Это может быть доставка лекарства и продуктов, гигиенические услуги и кормление, уборка жилища, ночные дежурства и другие функции, которые нужны для нормальной жизнедеятельности человека с отсутствием возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей.

Главной задачей работника, занимающегося медико-социальным патронажем, (в частности медсестры участковой) является выполнение указанных услуг и установление доверительного отношения с клиентом и терпимости.

Социально-психологический

Специалисты, занимающиеся социально психологическим патронажем, оказывают социальную и психологическую помощь для лиц групп риска, проживающих в конфликтных или стрессовых условиях, с хронической психологической дезадаптацией и эмоциональным напряжением, с проблематичным воспитанием детей. В их круг обязанностей входит консультирование, поиск альтернативных путей выхода из конфликтной ситуации совместно с клиентами, выполнение посреднических функций между клиентом и окружающими его людьми. Служащие оказывают помощь по снижению его тревожности, квалифицированно вводят в процесс изменений, предусмотренных в плане, близких ему лиц.

Социально-педагогический

Его основная задача — оказание всесторонней и действенной помощи специалистами социальной службы, руководствующимися собственными педагогическими возможностями, как для детей, так и для родителей, оказавшихся в особо трудной ситуации. В рамках социально-педагогического патронажа они повышают компетентность родителей, формируют положительную мотивацию на поиск выхода из кризисного положения, восстанавливают отношения между родителями и детьми, формируют их общественную позицию, направленную на нормальное человеческое развитие.

Социально-экономический

В его рамках оказывают материальную помощь продуктами, талонами, одеждой и в других формах, выдают пособия. В целом, это разновидность социального патронажа семьи.

Социально-правовой

Эта услуга по предоставлению систематического наблюдения за клиентами с целью обнаружения угрозы насилия, его применения к детям, женщинам, пожилым людям, инвалидам. Оказание им помощи на основе методов социального патронажа.

Социальный

Работники в рамках социального патронажа семьи занимаются:

  • визитами в семьи, изучением и выяснением причин сложившейся проблемы;
  • оказанием конкретной (в некоторых случаях экстренной) помощи, которая способна решить кризисную жизненную ситуацию;
  • оказанием профилактических мер, удовлетворяющих потребности, стабилизирующих благоприятные перемены и закрепляющих успехи, уменьшающих или устраняющих факторы риска с помощью обучения, посредничества, побуждения;
  • объединением действий специалистов соответствующей службы с целью устранения проблем семей.

Социальное сопровождение и его виды

Такой формой покровительства обеспечиваются семьи (если возникает необходимость) родители, попечители, опекуны и другие представители несовершеннолетних. К нему привлекаются уполномоченные организации, которые имеют юридическое право оказывать психологический патронаж. Сопровождение семьи может быть:

  • бытовым;
  • медицинским;
  • психологическим;
  • социально-педагогическим патронажем;
  • трудовым;
  • правовым.

Кроме основных видов сопровождения ряд учреждений патронирования занимаются выполнением срочных общественных услуг: предоставлением горячего питания, необходимой одежды и обуви, оказание юридических услуг, содействие в процессе получения временного жилища.

Контролирующий орган

Так как термин «социальный педагогический патронаж семьи» имеет значение обслуживание клиентов, состоящих в группе риска, на дому, поэтому подобная процедура контролируется структурами:

  • отделением социальной защиты населения;
  • службами по делам детей;
  • центрами социальных служб.

Контроль качества формируют и реализуют в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества, оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

Читайте так же:  Какие документы надо подавать на развод

Патронаж над дееспособными гражданами

Дееспособными признаются лица, достигшие совершеннолетия (18 лет), которые способны осуществлять и приобретать гражданские права и обязанности. Понятие «дееспособность» регламентируется статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иногда состояние здоровья дееспособного не позволяет полностью осуществлять гражданские права. Для данной категории предусмотрена особая форма помощи – патронаж над дееспособными гражданами.

Порядок назначения

Патронаж над дееспособными совершеннолетними гражданами регулируется статьей 41 Гражданского кодекса РФ. Форма обеспечения предусматривает назначение помощника. Оформляется в органах опеки и попечительства, по согласию заявителя. Помощник оказывает регулярную помощь подопечному.

Правовая задача – помочь полноправно участвовать в гражданских процессах.

Лицо, назначенное для попечения дееспособного, называется помощником. Его задача – исполнять волю подопечного, помогать осуществлять гражданско-правовую деятельность.

В соответствии с российским законодательством, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это форма обеспечения. Если опекунство оформляется над несовершеннолетними, то попечительство устанавливается в судебном порядке над недееспособными. В патронажной помощи нуждаются люди, которые, являясь дееспособными, не могут полноценно осуществлять свои законные права и обязанности. Из-за состояния здоровья появляются проблемы при осуществлении бытовых нужд, а также при участии в гражданско-правовых отношениях. Патронажная помощь оказывается в случаях:

  • Потери способности передвижения без посторонней помощи.
  • Наличия физического увечья или болезни, ограничивающих способность самостоятельного обслуживания.
  • Инвалидность (отсутствие слуха, зрения).
  • Престарелый возраст.

Оформление

Для организации патронажа, нуждающееся лицо должно обратиться в управление министерства социального развития населения. Гражданин предоставляет заявление о назначении помощника и пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий личность (копия);
  • Справку с места жительства или с места регистрации;
  • Полис медицинского обязательного страхования;
  • Страховое свидетельство;
  • Пенсионное удостоверение (при наличии);
  • Справку об инвалидности, о назначении индивидуальной программы реабилитации.

Заявитель вправе указать в заявлении потенциального помощника. Если таковой отсутствует, то органы попечительства самостоятельно подбирают кандидатов в помощники.

Требования к помощникам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность;
  • добросовестность.

Пакет документов, предоставляемых помощником:

  • Согласие в письменном виде.
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  • Справка с места работы/учебы, содержащая информацию о командировках и сфере деятельности.
  • Справка о состоянии здоровья.

В течение месяца со дня приема заявления органы опеки предоставляют решение, в соответствии со статьей 41 ГК РФ.

Помощь может быть оформлена как на безвозмездной, так и на платной основе. Патронат беспомощного гражданина оплачивается из доходов патронируемого. Если у гражданина отсутствуют средства на оплату помощника, материальное обеспечение осуществляется за счет средств органов опеки и попечительства, социальных фондов. Для этого проводится анализ материальных и бытовых условий заявителя. Между помощником и лицом, нуждающимся в помощи, заключается договор о патронаже. Договором регламентируется:

  • Оплата счетов патронируемого.
  • Порядок распоряжения имуществом по воле подопечного.
  • Обеспечение других потребностей.
  • Порядок контроля органами опеки добросовестного исполнения помощником своих обязательств.
  • Предоставление отчетности помощника.
  • Защита имущественных прав патронируемого лица.

Все сделки, связанные с имуществом беспомощного гражданина, проходят нотариальное удостоверение и требуют разрешения органов опеки. Безопасность имущественных отношений регламентирует статья 41 ГК РФ.

Задача муниципальных органов – обеспечить безопасность беспомощных граждан. Для этого осуществляется строгий отбор кандидатов в помощники. Прекращение договора происходит в одностороннем порядке, на основании заявления:

  • помощника;
  • патронируемого лица;
  • органов опеки;
  • прокурора.

В случае смерти патронируемого или помощника договор автоматически утрачивает силу. Дальнейшее оформление (для любой из сторон) происходит заново.

Комментарии к статье 41 ГК РФ

  1. Актуальная редакция статьи 41 ГК РФ устанавливает: патронаж не является формой опеки или попечительства.
  2. Гражданин, нуждающийся в помощнике, может самостоятельно защищать свои юридические права, исполнять обязанности. Помощник не вправе воздействовать на его волю. При обнаружении у патронируемого психических заболеваний, ограничивающих возможность понимать и руководить своими действиями, возбуждается судебное дело о признание лица недееспособным. В соответствии с федеральным законодательством, для данной категории назначается опекун или попечитель.
  3. Помощник правомочен совершать юридические действия от лица подопечного согласно его воле. Действия закрепляются договорами поручения и управления имуществом.
  4. Помощник не имеет право на имущественную выгоду, кроме оплаты, указанной в договоре о патронаже.
  5. Помощник не имеет права брать обязательства законного представителя патронируемого.
  6. В судебном и исполнительном производстве, так же, как и в уголовном процессе, гражданин, находящийся под патронажем, участвует самостоятельно. Помощник может организовать перевозку лица к месту судебного разбирательства.
  7. Патронаж не является формой социального обслуживания. Законодательство не относит к обязанностям помощника организацию питания, оказание медицинских и бытовых услуг.
  8. Для назначения патронажной помощи требуется добровольное заявление нуждающегося гражданина и согласие выбранного помощника.
  9. Участие органов опеки при составлении и заключении договора о патронаже законодательством не регулируется.
  10. Работник, предоставляющий социальные услуги, не вправе стать помощником.
  11. Органы опеки и попечительства имеют право прекратить патронаж только при выявлении грубых нарушений в деятельности помощника.

Примеры практики — судебные решения по статье 41 ГК РФ

Истец обратился в Верховный суд с требованием признать неправомерными пункты Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением правительства Ульяновской области от 5 августа 2009 г. No 306-П. В качестве обоснования заявления истец отметил, что пункты противоречат положениям о патронаже, которые регулируются Гражданским кодексом РФ. По мнению истца, неправомерными пунктами являлись:

Пункт 2.1., запрещающий нуждающимся в патронаже направлять заявление в муниципальный орган по почте.

Пункт 2.2., регламентирующий предоставление документов, не относящихся к оформлению патронажа.

Пункт 4.1.1., регламентирующий составление акта о материальных и бытовых условиях заявителя.

Пункт 4.5., исключающий договорные взаимоотношения заявителя с учреждением социального обслуживания.

Пункт 4.8., дающий право требовать вознаграждение за оказание патронажа в произвольной форме.

Изучив доводы истца, руководствуясь статьей 41 Гражданского кодекса РФ, суд признал оговоренные пункты правомерными и не противоречащими положениям ГК РФ о патронаже над дееспособными гражданами. В удовлетворении иска было отказано.

Следовательно, патронаж, как институт обеспечения интересов дееспособных граждан, направлен на организацию представительства беспомощных лиц в гражданско-правовых процессах. Таким образом обеспечивается полноценное участие дееспособных, но физически беспомощных граждан в юридических правоотношениях.

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ статья 41 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2008 г.

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 41 ГК РФ

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Читайте так же:  Является ли забор капитальным строением

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Опека, попечительство, патронаж

Опека в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливается над гражданами, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими и признанными в судебном порядке недееспособными.

Попечительство в соответствии с ГК РФ устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

Порядок признания гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным регулируется статьями 281-286 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Гражданское дело о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников независимо от совместного проживания с ним, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Ограничение дееспособности гражданина возможно при его злоупотреблении спиртными напитками или наркотическими средствами, влекущем к тяжелому материальному положению семьи. Одинокий гражданин, не имеющий семьи, даже признанный хроническим алкоголиком, наркоманом, не может быть ограничен в дееспособности.

После вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным орган опеки и попечительства в течение месяца принимают меры по его устройству под опеку. Опека устанавливается для обеспечения и защиты прав и законных интересов, прежде всего, самого психически больного.

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности, устанавливается на основании статьи 41 ГК РФ. Основанием для установления патронажа является состояние здоровья гражданина, которое препятствует ему лично осуществлять свои права и исполнять обязанности из-за болезни, физических недостатков, возрастной немощи и др., подтвержденное заключением клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Гражданин, находящийся под патронажем, является дееспособным в полном объеме и имеет право самостоятельно совершать любые сделки. Попечитель (помощник) оказывает ему практическое содействие не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании договора поручения (гл. 49 ГК РФ) или договора доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК РФ), который заключает с гражданином.

Опекуном, попечителем может быть назначен только совершеннолетний и дееспособный гражданин, преимущественно из числа членов семьи и близких родственников недееспособного, ограниченно дееспособного лица.

Опекуны, попечители должны заботиться о содержании подопечных, которое требует неизбежных затрат, при этом не обязаны содержать их за свой счет. Необходимые на содержание подопечного расходы (покупка одежды, предметов личных гигиены, белья, постельных принадлежностей, продуктов питания и т.п.) возмещаются из его доходов.

Опекун обязан обеспечить регулярное врачебное наблюдение за состоянием здоровья подопечного со стороны лечебных учреждений, осуществлять необходимый уход, защиту его прав и интересов, следить, чтобы подопечный не нарушал права и законные интересы других лиц, не причинял имущественный вред гражданам и юридическим лицам, так как за вред, причиненный недееспособным лицом, отвечает опекун.

Забота о содержании ограниченно дееспособного лица, обеспечении его уходом и др. не входят в обязанности попечителя. Попечитель обязан осуществлять контроль за подопечным в части распоряжения им имуществом, получения доходов, в том числе заработка.

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство над совершеннолетними гражданами , признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а так же патронаж над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, осуществляются на безвозмездной основе.

Опекуны ни при каких условиях не могут самостоятельно заключать в отношении имущества подопечных сделки, направленные на:

отчуждение недвижимости (дом, квартира, части дома, квартиры, земельный участок или земельный пай, капитальный гараж и т.д.); отказ от прав, принадлежащих подопечному (отказ от наследства и т.д.); связанные с разделом имущества подопечного или выделом долей в этом имуществе;

дарения, обмена, сдачи в наем, в аренду, залог, передачи имущества в безвозмездное пользование.

Кроме этого, опекун не вправе пользоваться имуществом подопечного, а также без согласия органа опеки и попечительства передавать его в пользование третьим лицам. Сделки по передаче имущества подопечного в пользование третьим лицам (внаем, аренду, безвозмездное пользование) возможны при условии их совершения к выгоде подопечного и только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Передача имущества подопечного возможна только на основании соответствующего договора, заключенного опекуном, попечителем с третьим лицом на срок не более пяти лет.

Во исполнении положений Федерального закона «Об опеке и попечительстве » № 48-ФЗ от 24.04.2008 года и Областного закона «Об организации опеки и попечительстве в Ростовской области» № 830-ЗС от 26.12.2007 года принято Постановление Главы Аксайского района от 04.09. 2009 г. № 939 функции по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными, осуществляет управление социальной защиты населения Администрации Аксайского района.

Полномочия в сфере социальной защиты населения включают в себя:

— установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначение таким гражданам помощников, осуществление контроля за исполнением помощниками возложенных на них обязанностей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— установление опеки и попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограничено дееспособными, в том числе установление предварительной опеки или попечительства над такими гражданами и установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки и попечительства;

— прекращение опеки или попечительства в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности (в случае, если члены семьи, близкие родственники не обратились в суд с соответствующим заявление), а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности;

— осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;

— заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса РФ;

— выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

— проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, ведение личных дел, утверждение отчетов опекунов и попечителей о расходовании денежных средств подопечного и другие.

Читайте так же:  Форма листка нетрудоспособности образец

С целью получения сведений о личности будущего опекуна или попечителя органу опеки и попечительства предоставляется право требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе, а также право запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в управление социальной защиты население следующие документы:

а) заявление о назначении опекуном;

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

з) справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

СТ 41 ГК РФ

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к Ст. 41 Гражданского кодекса РФ

1. Под патронажем понимается форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Также необходимо отметить, что установление патронажа, в отличие от патроната, относится к компетенции федерального законодателя. В законах субъектов РФ, затрагивающих в той или иной степени аспекты, касающиеся патронажа, содержатся только общие положения, дублирующие нормы ГК РФ о патронаже и (или) содержащие отсылочные нормы к федеральному законодательству (см., например, Закон города Севастополя от 09.02.2015 N 111-ЗС «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Севастополе» (ст. 14 и др.), Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» (ст. 19 и др.)).

В ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст) закреплены следующие формы патронажа:

1) социальный патронаж — систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-правовой или иной помощи;

2) социально-медицинский патронаж — социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им при необходимости социально-медицинской помощи;

3) социально-психологический патронаж — социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-психологической помощи;

4) социально-педагогический патронаж — социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей;

5) социально-правовой патронаж — социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им при необходимости социально-правовой помощи.

2. ГК РФ не определяет, кто именно должен являться инициатором подачи в органы опеки и попечительства соответствующего заявления об установлении патронажа. Однако из положений п. 2 комментируемой статьи следует, что потребность в установлении патронажа может быть выявлена работником организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина.

В силу ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта ФЗ либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. В ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закреплены основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.

С учетом изложенного полагаем, что заявителями в рассматриваемой ситуации могут быть:

а) непосредственно сам гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа;

б) законный представитель гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа;

в) лицо, выразившее желание действовать в интересах гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа.

Установление патронажа осуществляется органом опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Читайте так же:  Вносятся ли сведения о дисциплинарных взысканиях работнику в трудовую книжку

Для установления патронажа гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа, и кандидат в помощники подают в орган опеки и попечительства заявления по определенным этим органом формам.

К заявлению прилагается соответствующий пакет документов, как правило, это:

— медицинское заключение о состоянии здоровья совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, о невозможности по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;

— медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, оформляющего патронаж, об отсутствии у него заболеваний, при которых он не может быть помощником гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа;

— трудовая книжка кандидата в помощники или иной документ, подтверждающий, что кандидат в помощники не является социальным работником (справка с места работы).

Граждане при подаче заявлений должны предъявить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность.

При соответствии представленных документов действующему законодательству РФ орган опеки и попечительства (как правило, в течение 7 дней со дня регистрации заявлений) производит обследование условий жизни, материально-бытового положения гражданина, с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих о его нуждаемости в посторонней помощи.

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни, материально-бытового положения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждается в установлении патронажа.

С учетом указанного акта обследования орган опеки и попечительства в установленный срок (как правило, в течение 15 дней со дня регистрации заявления) принимает решение об установлении патронажа и назначении помощника. Решение органа опеки и попечительства оформляется, как правило, в форме распоряжения. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина об установлении патронажа и назначении помощником орган опеки и попечительства направляет ему письменный мотивированный отказ. Вместе с мотивированным отказом гражданам возвращаются все документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

3. Основной обязанностью помощников граждан, нуждающихся в установлении над ним патронажа, является защита прав и интересов этих граждан, а также оказание данным гражданам помощи в осуществлении ими своих прав и обязанностей. Помощники охраняют указанных граждан от злоупотребления со стороны третьих лиц.

При назначении помощника гражданину, нуждающемуся в установлении над ним патронажа, должны быть учтены следующие требования:

1) помощник может быть назначен с его согласия, а также согласия гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа. При этом согласие каждого из указанных лиц должно быть выражено в письменной форме;

2) органом опеки и попечительства принимается во внимание способность гражданина, желающего стать помощником, к выполнению обязанностей помощника и отношения, существующие между ним и гражданином, нуждающимся в установлении над ним патронажа;

3) работник организации, осуществляющей социальное обслуживание гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина;

Помощник назначается по месту проживания (пребывания) гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа. Для осуществления своих обязанностей помощник не обязан проживать совместно с данным гражданином.

Как правило, количество граждан, над которыми один помощник осуществляет патронаж, не может превышать двух человек.

Обратим внимание, что граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными, они вправе самостоятельно совершать все необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей дееспособного гражданина, осуществляется помощником только с согласия дееспособного гражданина.

В п. 3 комментируемой статьи закреплено, что все действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, помощник совершает на основании заключаемых с этим гражданином договора поручения (см. ст. 971 и др. ГК РФ), договора доверительного управления имуществом (см. ст. 1012 и др. ГК РФ) или иного договора. Перечень услуг, оказываемых помощником при осуществлении патронажа, устанавливается индивидуально и либо фиксируется в самом договоре, либо является обязательным приложением к договору.

Патронаж может осуществляться как на безвозмездной основе, так и за счет гражданина, находящегося под патронажем. Порядок, срок назначения и прекращения выплаты вознаграждения помощнику определяется соответствующим договором.

4. На органы опеки и попечительства возложена обязанность осуществлять контроль за исполнением помощником гражданина, над которым установлен патронаж, своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора

В целях осуществления указанной обязанности орган опеки и попечительства проводит плановые проверки (как правило, не реже одного раза в год) с оформлением акта проверки условий жизни гражданина, над которым установлен патронаж, соблюдения его имущественных и личных прав и законных интересов.

При поступлении от юридических и (или) физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении помощником своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов гражданина, над которым установлен патронаж, орган опеки и попечительства проводит внеплановую проверку в соответствии с приказом о проведении внеплановой проверки. При проведении внеплановых проверок выясняются обстоятельства, послужившие поводом для проведения внеплановых проверок.

5. В п. 5 комментируемой статьи закреплено главное условие прекращения патронажа, установленного над гражданином, нуждающимся в нем, — прекращение договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Основаниями для прекращения патронажа также являются:

— помещение гражданина, находящегося под патронажем, на постоянное место жительства в стационарное учреждение социального обслуживания, а также в лечебное учреждение;

— наличие уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление помощником своих обязанностей (болезнь, перемена места жительства, изменение семейного положения);

— заявление гражданина, находящегося под патронажем;

— смерть гражданина, находящегося под патронажем.

Личное дело гражданина, в отношении которого был установлен патронаж, хранится в органе опеки и попечительства. Такие личные дела хранятся в архиве в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

6. Судебная практика:

— Определение ВС РФ от 25.08.2010 N 80-Г10-12 (об оставлении без изменения решения Ульяновского областного суда от 30.04.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абз. 2 п. 4.2, абз. 2 п. 5.3 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением правительства Ульяновской области от 05.08.2009 N 306-П (в редакции постановления правительства Ульяновской области от 25.02.2010 N 60-П));

— Апелляционное определение Иркутского областного суда от 11.09.2013 по делу N 33-7452/13 (о признании членом семьи нанимателя, права пользования помещением, заключении договора социального найма);

— Определение Московского областного суда от 15.11.2011 по делу N 33-23391/2011 (о вселении и регистрации в качестве временного жильца);

— Апелляционное определение Омского областного суда от 02.04.2014 по делу N 33-1965/2014 (о признании договора дарения недействительным, о применении последствий недействительности сделки);

Видео (кликните для воспроизведения).

— Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 12.04.2012 по делу N 33-3214/12 о признании недействительными договоров дарения).

Патронаж устанавливается над гражданами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here