Принимать свои конституции могут только

Ответы на вопросы в статье по теме: "Принимать свои конституции могут только" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Принимать свои конституции могут только

Конституция Рoссийской Фeдерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Читайте так же:  Ставить печать на приказе об увольнении

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

1. В соответствии с Конституцией РФ подробные основания и порядок приобретения гражданства РФ установлены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Гражданство является тем необходимым условием, которое обязательно для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин также имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами. Иными словами, гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, т.е. гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

3. Закон о гражданстве в статье 11 предусматривает следующие основания приобретения гражданства: по рождению; в результате приема в гражданство;в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ. Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. Закон о гражданстве РФ поощряет принятие гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами, согласно которому гражданин РФ, проживающий за ее пределами, не прекращает российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства, но если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

4. Основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства РФ; иные основания, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ. В частности, к иным основаниям относятся: выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ; прекращение гражданства ребенка, если прекращено гражданство РФ обоих его родителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Читайте так же:  Нагрудный знак за отличную службу в мвд

Конституция России: тысячи авторов, личные правки Ельцина и особое отношение к республикам

«Реальное время» рассказывает о 10 важных и интересных фактах об основном законе страны

12 декабря в России отмечают День Конституции РФ — именно в этот день на всеобщем референдуме приняли действующую версию основного закона страны. Как создавалась действующая Конституция РФ, сколько подобных документов в России было до нее, какую роль в создании нынешней Конституции сыграл Татарстан, как можно изменить основной закон страны и сколько раз Конституция летала в космос — рассказывает «Реальное время».

  1. Действующая Конституция России — пятая по счету

Первой Конституцией можно считать документ, принятый 10 июля 1918 года на заседании V Всероссийского съезда Советов. Документ назывался «Конституция (Основной закон) РСФСР», а наиболее примечательным его положением было лишение политических прав «лиц, живущих на нетрудовые доходы». Такие люди, в частности, не могли участвовать в выборах в высший орган власти, Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.

В январе 1924 года была принята уже Конституция Союза ССР. Третья, «сталинская» Конституция вышла 5 декабря 1936 года при Иосифе Сталине, который непосредственно участвовал в ее создании. Этот вариант основного закона до сих пор многими считается самым демократическим. Он предоставлял всем гражданам СССР равные права: в частности, избирательное право, право на образование, право на труд и отдых.

Четвертая Конституция была принята 7 октября 1977 года при Леониде Брежневе. Этот документ неоднократно редактировался, но наиболее значимые поправки внесли только к 1990 году — они легализовывали частную собственность и вводили должность президента СССР.
Авторами действующей Конституции РФ считаются более тысячи человек

Ее разработка длилась 42 месяца. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок. При этом президент Борис Ельцин собственноручно внес 15 поправок уже в готовый проект Конституции.


Борис Ельцин собственноручно внес 15 поправок уже в готовый проект Конституции. Фото Михаила Козловского

Всего с 1990-го по 1993 год предлагалось около 20 различных ее проектов. Самые знаковые из них — проект Конституционной комиссии, проект академика Андрея Сахарова, проект Алексеева — Собчака и «вариант ноль», подготовленный рабочей группой под руководством Сергея Шахрая. В 1993 году появился общий проект Шахрая — Собчака — Алексеева.
На референдум пришли чуть больше половины граждан страны

Конституцию РФ приняли на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, на который пришли 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против — 41,6%. 25 декабря 1993 года текст Конституции РФ был официально опубликован и она вступила в силу.
Татарстан вышел из числа разработчиков Конституции РФ

Еще 24 июня республика отозвала свою делегацию из Конституционного совещания из-за «игнорирования им законодательной инициативы Республики Татарстан о новом видении федерализма в России». К тому моменту у Татарстана уже действовала своя Конституция, принятая за полгода до этого, 6 ноября 1992 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

12 декабря 1993 года в республике была зафиксирована рекордно низкая явка избирателей (менее 15%). Так, в Актанышском районе на избирательные участки пришли всего три человека.


Основной закон страны не только допустил существование отдельной Конституции Татарстана, но и определил наличие подобных документов у каждой республики в составе Российской Федерации. Фото Михаила Козловского
У республик в составе России должны быть свои конституции

Тем не менее основной закон страны не только допустил существование отдельной Конституции Татарстана, но и определил наличие подобных документов у каждой республики в составе Российской Федерации. Это следует из статьи 66 основного документа страны, где говорится, что «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики». Так что призывы отказаться от Конституции РТ вступают в противоречие с Конституцией РФ.
Более трети россиян никогда не читали Конституцию РФ

Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Левада-Центром». При этом 27% респондентов заявили, что читали основной документ страны, но ничего не помнят. Почти столько же (25%) довольно плохо помнят, о чем в ней говорится. Только каждый десятый (11%) довольно хорошо помнит содержание основного закона.

По данным «Левада-Центра», 32% россиян считают, что власти соблюдают Конституцию страны. Противоположной точки зрения придерживаются 14%, а 40% считают, что власти соблюдают Конституцию лишь отчасти.
Раньше День Конституции был выходным днем

Так было на протяжении 12 лет, пока Госдума в 2004 году не внесла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Начиная с 2005 года День Конституции России причислен к памятным датам и является рабочим днем для всех граждан РФ.

Согласно все тому же опросу «Левада-Центра», только 66% россиян знают, что День Конституции отмечают 12 декабря.


Конституция России дважды побывала в космосе. Фото dw.com

Более половины россиян считают необходимым внести изменения в Конституцию РФ

Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Среди поправок, которые граждане хотели бы внести в Конституцию, — прописать минимальный размер оплаты труда, пенсии и сроки их выплат (10%), обозначить норму о бесплатном, доступном здравоохранении и таком же образовании (по 5%), зафиксировать наказание за коррупцию, прописать нормы о повышении детских пособий и выплат нуждающимся семьям, социальную политику (по 4%).
Конституцию можно изменить, но это не так просто

Согласно статье 134 Конституции, поправки в этот документ могут вноситься согласно предложениям президента России, Совета Федерации, Госдумы, правительства, законодательных органов в субъектах Федерации и по инициативе группы, численностью не менее одной пятой от состава Совета Федерации или Госдумы.

Читайте так же:  Как защитить карту от судебных приставов

При этом положения глав 1, 2 и 9, в которых говорится об основах конституционного строя, правах и свободах человека, а также порядке внесения поправок в Конституцию, Федеральное собрание пересмотреть не может. Для этого надо созывать Конституционное собрание РФ. Оно либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

В 2009 году в Конституцию были внесены поправки, касающиеся сроков полномочий президента страны и Государственной думы. Внесенные по инициативе Дмитрия Медведева, действующего на тот момент главы государства, поправки предписывали увеличить срок полномочий президента с 4 до 6 лет, а депутатов Госдумы — с 4 до 5 лет.


В 2014 году в Конституцию внесли изменения в связи с включением в состав России Республики Крым и Севастополя

Ранее в Конституцию вносились поправки, касающиеся укрупнения субъектов Федерации. Их количество сократилось с 89 до 83. Кроме того, в 2014 году в Конституцию внесли изменения в связи с включением в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Конституция России дважды побывала в космосе

В 1999 году один экземпляр отправился на космическую станцию «Мир». В 2005 году другая брошюра находилась на борту МКС. «Полет» главного закона страны в общей сложности составил 329 дней.

День Конституции РФ в вопросах и ответах

Конституция – это главный закон страны, центральное ядро правовой системы государства. Она была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме, участие в котором приняли более 58 миллионов россиян.

Следующий, 2013 год, станет юбилейным для главного документа страны – ему исполнится 20 лет

Государственным праздником день 12 декабря был объявлен в 1994 году указами президента России.

Почему праздник является рабочим днем?

12 декабря считался нерабочим днем в течении 12 лет – до тех пор, пока Госдума в 2004 году не внесла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Начиная с 2005 года, День Конституции России причислен к памятным датам и является рабочим днем для всех граждан РФ.

К слову, не так давно Михаил Прохоров от лица партии «Гражданская платформа» призвал восстановить официальное празднование Дня конституции 12 декабря. В своем блоге политик предложил возродить традицию выходного «Дня Конституции» за счет отмены «Дня народного единства» 4 ноября.

Сколько было Конституций?

Первая конституция в нашей стране была принята 10 июля 1918 года на заседании V Всероссийского съезда Советов под названием «Конституция (Основной закон) РСФСР». Она закрепляла диктатуру пролетариата; лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, лишались политических прав. Следующая редакция закона была утверждена в январе 1924 года, по причине вхождения РСФСР в состав Союза ССР. Третья, «сталинская», Конституция была принята 5 декабря 1936 года и просуществовала до 1977 года, когда на смену «сталинской» эпохи пришла «брежневская». Этот документ имел юридическую силу вплоть до 1993 года, не смотря на то, что распад СССР произошел в 1991 году.

Кстати
12 декабря в 2012 году ознаменовался свадебным бумом. В День Конституции зарегистрировать свой брак собрались более тысячи влюбленных пар, хотя красивая дата вовсе не гарантирует крепкий брак, — отмечают сотрудники ЗАГСов.

В 1993 году президент России Борис Ельцин созвал Конституционное совещание для разработки новой, пятой Конституции. В его работе приняли участие представители политических партий и движений, ученые, народные депутаты России и др. Их старания увенчались успехом — и в ходе народного голосование 12 июня 1993 года за принятие Конституции проголосовало более 58% избирателей. В силу закон вступил в день ее опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Что такое «Экземпляр №1»?

Президент Российской Федерации приносит присягу на экземпляре Конституции, произнося текст, который закреплен в статье 82 вышеназванного документа.

«Экземпляр номер один» основного закона страны выполнен в кожаном переплете красного цвета с серебряным гербом и надписью «Конституция Российской Федерации» с золотым тиснением. Хранится так называемое инаугурационное издание Конституции в библиотеке главы государства в Кремле, и покидает ее стены только для процедуры вступления в должность (инаугурации) президента страны.

В 1996 году указом президента Бориса Ельцина единственный экземпляр Конституции причислялся к официальным символам государственной власти (помимо Конституции такими знаками являются Флаг Президента РФ и Знак Президента, состоящий из золотого креста с именной гравировкой и цепи, возлагающегося на главу государства на период его полномочий), однако перед своей инаугурацией в 2000 году Владимир Путин отменил этот указ и лишил Конституцию этого статуса. Тем не менее, традиционно, все церемонии вступления в должность проходили с использованием «экземпляра номер один», хотя это не является обязательным предписанием — глава государства может произносить клятву, возложив руку на любой экземпляр Конституции.

Какова юридическая сила документа?

Конституция Российской Федерации является основным законом на территории России и обладает высшей юридической силой. Это означает, что никакие иные законы и правовые акты, выпускающиеся в нашей стране, не должны противоречить нормам, закрепленным в этом документе, в противном случае, они подлежат отмене.

В Конституции официально закреплено государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти, права и свободы человека и гражданина. Роль главы государства, согласно Конституции, отводится президенту России, высшим представительным и законодательным органом провозглашается Федеральное Собрание, которое состоит из двух представительских палат: Совет Федерации (верхняя палата, в состав которой входит по 2 представителя от каждого субъекта России) и Государственная Дума (нижняя палата, полностью состоящий из выбранных народом депутатов).

Читайте так же:  Системы хранения медицинской информации

Кто может вносить поправки в Конституцию?

Согласно 134 статье Конституции, поправки в этот документ могут вноситься согласно предложениям Президента России, Совета Федерации, Госдумы, Парламента, законодательных органов в субъектах федерации и по инициативе группы, численностью не менее одной пятой от состава Совета Федерации или Госдумы.

В 2009 году в Конституцию были внесены поправки, касающиеся сроков полномочий президента страны и Государственной Думы. Внесенные по инициативе Дмитрия Медведева, действующего на тот момент главы государства, поправки предписывали увеличить срок полномочий президента с 4 до 6 лет, а депутатов Госдумы с 4 до 5 лет.

Ранее в Конституцию вносились поправки, касающиеся укрупнения субъектов федерации. Их количество сократилось с 89 до 83-х.

Конституция РФ

Глава 1. Основы конституционного строя

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Читайте так же:  Гражданство америки при рождении ребенка

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Статья 135 Конституции РФ

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Комментарий к Статье 135 Конституции РФ

2. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Тем самым предусматривается возможность передачи учредительной власти конституанте, т.е. Конституционному Собранию, и определяется механизм такой передачи, в которой доминирующую роль играет парламент — представительный и законодательный орган РФ, что является гарантией эволюционного развития Конституции (в более широком социальном контексте — и общества и государства).

Таким образом, комментируемая статья в ч. 2 определяет природу Конституционного Собрания как конституанты и предполагает принятие федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации», который должен определять порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции. Однако созыв Конституционного Собрания возможен лишь при условии, что предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы*(1253). При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда, речь идет о едином для обеих палат принципе определения результатов голосования, а не способе подведения итогов голосования, исходя из общей суммы голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Что же касается положения об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, его следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной ч. 2 и 3 ст. 95 Конституции (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1254).

Конституция, однако, не устанавливает, какой орган и в какие сроки управомочен созвать Конституционное Собрание, как не определяет и его состав, порядок формирования и деятельности, характер взаимоотношений с органами государственной власти.

Что же касается регламентов палат Федерального Собрания, то в них установлен совпадающий (за исключением малозначимых деталей) порядок рассмотрения вопроса о пересмотре положений, содержащихся в гл. 1, 2 и 9 Конституции. В частности, согласно Регламенту Государственной Думы соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование изменений, внесенных в порядке конституционной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет по законодательству и в Комитет по государственному строительству для подготовки совместного заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения. Предложение о пересмотре считается одобренным, если за него проголосовало не менее 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы направляется в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.

В том случае, если предложение о пересмотре указанных глав Конституции принято обеими палатами в идентичной форме, созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом. Такого закона, однако, пока нет.

3. Конституционное Собрание, созываемое в соответствии с федеральным конституционным законом, может либо подтверждать неизменность действующей Конституции, либо разработать проект новой Конституции. В случае разработки проекта новой Конституции она может быть принята самим Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Тем самым в ч. 3 комментируемой статьи либо предполагается принятие закона о всенародном голосовании по проекту Конституции (федеральным законодателем данное положение интерпретировано как Закон о референдуме), либо порядок проведения всенародного голосования должен быть урегулирован федеральным конституционным законом «О Конституционном Собрании Российской Федерации»).

Видео (кликните для воспроизведения).

При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Если, однако, вынесенный на всенародное голосование проект не набрал установленного в комментируемой статье большинства голосов, это должно считаться подтверждением неизменности действующей Конституции, что, как представляется, вытекает из комментируемого положения в его системном единстве с иными положениями Конституции (преамбула, ст. 1, 3, 134).

Принимать свои конституции могут только
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here