Штраф за выпуск на линию без медосмотра

Ответы на вопросы в статье по теме: "Штраф за выпуск на линию без медосмотра" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

В России может ужесточиться наказание за выпуск на линию неисправного транспортного средства

Выпуск неисправных автомобилей на линию обойдется «дороже» как юридическим, так и должностным лицам

Как следует из проекта федерального закона, размещенного на портале проектов нормативных правовых актов (ССЫЛКА), разработчик проекта – Министерство транспорта – решил еще больше ужесточить наказание за выпуск на линию неисправных транспортных средств «с неисправностями, при наличии которых эксплуатация запрещена, с нарушением требований о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего технический осмотр, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками», – говорится в тексте проекта ФЗ.

В проекте ФЗ отмечается следующее ужесточение статьи 12.31 КоАП: «выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых эксплуатация запрещена, а равно с нарушением требований о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств либо с нарушением порядка его проведения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи,

влечет наложение административного штрафа на контролера технического состояния автотранспортных средств или контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей».

Таким образом, для юрлиц значительно повышается ответственность за неисправный транспорт, который выпускается на линию.

Вторым важным пунктом по штрафам Минтранс вводит проектом «выпуск на линию транспортного средства с неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), с внесенными в конструкцию транспортного средства изменениями без соответствующего разрешения». Для должностного лица, которое должно контролировать данные неисправности, вводится штраф в размере десяти тысяч рублей, на юридических лиц и того больше – пятидесяти тысяч рублей.

Напомним, что в текущей версии КоАП ответственности для юридических лиц предусмотрено не было.

Коснулись законодатели и выпуска ТС с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов, а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб и т. д.

За это штраф на контролера технического состояния автотранспортных средств или контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта будет накладываться в размере двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

Для должностных и юридических лиц ничего не меняется.

Помимо вышеназванных ужесточений по штрафам, ответственных за выпуск на линию незарегистрированного или непрошедшего технический осмотр будут наказывать штрафом в размере от пяти до десяти тысяч рублей (должностных лиц) и пятьдесят тысяч рублей (юридических лиц). А также выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками влечет наложение административного штрафа на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

И наконец, самое суровое новое из всего ряда ужесточений, предложенного проектом, касается повторного выпуска транспорта с неисправной тормозной системой:

влечет наложение административного штрафа на указанных в данной статье должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок от тридцати суток до девяноста суток.

Стоит ли говорить, что приостановление деятельности транспортного предприятия до трех месяцев может разорить его. Поэтому злостным нарушителям стоит опасаться нового проекта, который скоро станет законом, как огня. Также напомним, что в соответствии с действующей статьей КоАП за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Кстати, федеральный закон вступает в силу через год со дня его официального опубликования.

Штраф за отсутствие путевого листа в 2019 году

Какой штраф предусмотрен за отсутствие путевого листа в 2019 году? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД»

Штраф за отсутствие путевого листа в 2019 году

Штраф на водителя за отсутствие путевого листа в 2019 году — 500 рублей или предупреждение. Ст. 12.3 ч.2

Штраф на организацию за отсутствие путевого лица — от 20 000 рублей. Ст 12.31.1

Какие штрафы предусмотрены за езду без путевого листа в 2019 году?

Законом предусмотрен штрафы за отсутствие путевого листа как на водителя, так на организацию. Однако, есть большая разница, как штрафуют организацию и водителя.

Водителя штрафую по статье 12.3 ч.2:

КоАП РФ Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Для организации нет четко прописанного штрафа за отсутствие путевого листа, так и нет предусмотренного наказания. Однако, важно понимать, что в законе предусмотрены штрафы, если водитель вышел на рейс с нарушением правил обеспечения безопасности: не прошел медосмотр, инструктаж или техосомтр. Все отметки зачастую проставляются в путевом листе. Поэтому, за отсутствие путевого листа организацию могут наказать по одному из пунктов статьи 12.31.1 КоАП.

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Что такое путевой лист и для чего он нужен

Путевой лист — это документ, который дает право водителю управлять автомобилем. Путевой лист составляется организацией и в нем указываются следующие сведения:

  • Фамилия имя и отчество водителя,
  • Информация о предрейсовом контроле,
  • Информация о предрейсовом медицинском контроле,
  • Информация о пути следования,
  • Информация об организации, выдавшей путевой лист.

В большей мере путевой лист используется организаций для учета времени работы водителя и расхода топлива. До 2013 года существовала утвержденная форма путевого листа, после — организациям разрешили составлять и вести самостоятельно разработанные путевые листы. Единственное условие — листы должны отображать всю требуемую законом информацию.

H2: Кому необходимо оформление путевого листа

Оформление путевого листа необходимо только водителям, осуществляющим коммерческую перевозку(п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • перевозку пассажиров,
  • перевозку грузов,
  • перевозку пассажиров на трамвае, троллейбусе.
Читайте так же:  Превышение общей массы автомобиля штраф

Так — как путевой лист подготавливается юридическим лицом, обычному физическому лицу при поездках на своем транспорте, путевой лист не нужен.

Штраф за отсутствие путевого листа

На сегодняшний день за отсутствие путевого листа водитель может обойтись предупреждением или штрафом в 500 рублей. Штраф можно оплатить со скидкой в течении 20 дней, в таком случае штраф составит и вовсе 250 рублей.

Штраф за отсутствие путевого листа

Правилами дорожного движения установлен список документов, которые должен иметь при себе водитель, садясь за руль автомобиля. Их он должен предъявить по требованию сотрудника ГИБДД. В определенных случаях в этот перечень входит и такой документ, как путевой лист. Расскажем, какой штраф за отсутствие путевого листа предусмотрен КоАП, как могут повлиять конкретные обстоятельства на привлечение к административной ответственности нарушителя.

Когда «путевка» необходима

Штраф за отсутствие путевки у водителя может быть наложен только в том случае, если формирование такого документа обязательно. Путевка — это первичный и отчетный документ, он нужен работникам организаций для составления отчетности, учета рабочего времени и затрат на транспорт, расчета заработной платы, фиксирования расходов ГСМ и др.

Составление документа необходимо только водителям, осуществляющим перевозку в коммерческих целях (это правило установлено в п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» № 259-ФЗ от 08.11.2007 ). Случаи коммерческой перевозки, когда необходимо оформлять листки:

  • перевозка людей;
  • транспортировка грузов;
  • перевозка пассажиров в троллейбусе, трамвае.

В первом и втором случаях правила одинаковые как для легковых, так и для грузовых автомобилей.

Унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата № 78 от 28.11.1997 . С 2015 года организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать бланк с учетом того факта, что это первичный документ, и в нем должны быть отражены обязательные сведения, указанные в ст. 9 ФЗ «О бухучете» . Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 476 от 07.11.2017 , обязательно необходимо указывать сведения о собственнике ТС.

Кто и когда проверяет листки

Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за отсутствие путевого листа в ст. 12.3 (ч. 2) в виде штрафа размером 500 рублей. Помимо штрафа, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением водителю.

«Путевки» могут быть проверены представителями следующих контролирующих органов:

  • трудовой инспекции, если есть подозрения, что при оформлении нарушаются права работника;
  • ФНС РФ — в целях определения правильности учета затрат на бензин и обоснованности уменьшения налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок;
  • ГИБДД и Транснадзора — в целях обеспечения безопасности дорожного движения, установления исправности ТС, обоснованности рейса, наличия у водителя права управлять ТС, законности перевозки груза и людей.

Путевые листы необходимы для всех таксистов, не важно, работают ли они в качестве ИП или являются сотрудниками таких агрегаторов, как Яндекс.Такси, Убер или Гетт. В Приказе Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 четко указано, что они заполняются на каждый автомобиль, используемый как юрлицом, так и ИП для перевозок пассажиров, грузов или багажа автомобильным транспортом в городском, междугороднем или пригородном сообщении. Таксисты тоже могут разрабатывать собственные бланки, ориентируясь на вышеназванные законодательные нормы. Рекомендуется составлять листок максимум на один день.

500 рублей — таков штраф за отсутствие путевого листа такси 2019 года, и он равен размеру санкций для всех иных водителей. А вот такая мера наказания, как эвакуация такси за отсутствие путевого листа, не применяется. В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ, эвакуация возможна только при нарушении ч. 1 ст. 12.3, тогда как обсуждаемое правонарушение подходит только под состав ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Порядок назначения штрафа различным категориям нарушителей

Штраф за езду без «путевки» для ИП и самозанятого

Отдельно штрафы за отсутствие путевого листа для ИП не установлены, все санкции указаны в ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. Индивидуальному предпринимателю, исходя из Приказа № 152, этот документ нужен в обязательном порядке, а вот про самозанятых речи в этом нормативном акте нет, из чего можно сделать вывод, что оформлять документ не обязательно. Но практика применения этого положения еще не устоялась.

Сейчас самозанятые не могут получить разрешение на такси без оформления ИП. Глава Яндекс.Такси уже высказал предложение законодателям уравнять в этом отношении ИП и самозанятых и ввести электронные «путевки» в целях простоты оформления.

Необходимо принимать во внимание, что в целях применения КоАП РФ по подобным правонарушениям ИП (ст. 12.31.1 КоАП РФ) приравнивается к юрлицу.

Для юридических лиц

Сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф на организацию за отсутствие путевого листа у ее водителя. Если по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ наказание грозит водителю, то юридическое лицо привлекают уже по ст. 12.31.1 (в статье есть несколько частей, предусматривающих наказание за нарушение правил оформления выезда водителя, в том числе несоблюдение квалификационных требований и иных правил безопасности), и сумма штрафа увеличивается: для должностных лиц — до 20 000 рублей, для юридических лиц — 100 000 рублей.

За неверно оформленный листок

Все зависит от того, какие допущены нарушения оформления. Если отсутствуют сведения о прохождении медосмотра, грозит штраф по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, если нет отметки о прохождении техконтроля — по ч. 3. ст. 12.31.1 КоАП РФ (размеры наказаний: для физлица — 3000 рублей, для юрлица — 35 000).

За отсутствие штампа медосмотра

В конкретной норме КоАП РФ введен штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе, это ч. 2 ст. 12.31.1. Физлицам грозит штраф в размере 3000 рублей, должностным лицам — 5000 рублей, организациям и предприятиям — 35 000 рублей.

За отсутствие «путевки» у водителя грузового авто

Аналогичный порядок применяется, когда назначается штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля. При осуществлении коммерческой перевозки путевой лист обязателен вне зависимости от того, является автомобиль грузовым или легковым: оба эти вида ТС указаны в Уставе автотранспорта, исключений не сделано и в Приказе Минтранса № 152.

За отсутствие «путевки» на легковое авто

Останавливаться на том, чем грозит отсутствие путевого листа у водителя легкового автомобиля, нет оснований. Это самые распространенные случаи на практике, к которым применяется общий порядок привлечения к административной ответственности. Но нужно уточнить, что путевой лист не требуется, если автомобиль используется не в коммерческих целях, даже если он является служебным.

Инспектор ГИТ может начислить штраф за каждого работника?

В Кодексе РФ об административных правонарушениях сказано ( ч. 3 ст. 5.27.1 ):

«Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей».

Читайте так же:  Споры об образовании земельных участков

То есть, в формулировке данной статьи указан штраф за допуск одного работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения по охране труда и обязательных медосмотров. Это дает инспектору право накладывать штраф в отношении каждого работника, не прошедшего обучение по охране труда и медосмотров.

Обратите внимание!

Инспекторы ГИТ на практике придерживаются мнения, что поскольку работодатель заключает трудовой договор индивидуально с каждым работником, то и отвечать должен за неисполнение своих обязанностей пред каждым из них.

В отношении спецоценки Рострудом также применяется система, согласно которой размер штрафа за непроведение СОУТ зависит от количества рабочих мест. И поэтому для крупного предприятия сумма штрафов может достигнуть нескольких миллионов рублей.

Как накажут работодателя, если он допустил к работе водителя без медосмотра

Если работодатель нарушил требование законодательства и не провел медицинский осмотр водителя, он понесет административную ответственность. Виды нарушений и предусмотренное за них наказание приводим в таблице.

Основание для привлечения к ответственности

Водителя допустили к работе без прохождения обязательного предварительного и периодического медосмотра, обязательного медосмотра в начале смены либо при наличии у этого работника медицинских противопоказаний

Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Административный штраф:
– на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.;
– на предпринимателей — от 15 000 до 25 000 руб.;
– на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Не провели другие предусмотренные законом медосмотры*

Часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Предупреждение или наложение административного штрафа:
– на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.;
– на предпринимателей — от 2 000 до 5 000 руб.;
– на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 руб.

Аналогичное правонарушение совершили повторно

Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Административный штраф:
– на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
– на предпринимателей — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушили порядок проведения обязательных освидетельствований или медосмотров водителей

Статья 11.32 КоАП РФ

Административный штраф:
– на граждан — от 1000 до 1500 руб.;
– на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.
– на предпринимателей и юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Допустили водителя к управлению автомобилем в состоянии опьянения**

Статья 12.32 КоАП РФ

Административный штраф:
– на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — 20 000 руб.;
– на юридических лиц и предпринимателей — 100 000 руб.

* Например, если работодатель не провел обязательный послерейсовый медосмотр водителя, который занят перевозкой пассажиров.

** В статье законодатели по уровню ответственности уравняли юридические лица с теми, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Кто обязан проводить предрейсовые медосмотры: разбираем три спорные ситуации

Транспортные организации давно уже привыкли к необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры этой категории работников. А вот в организациях, где штатных водителей нет, считают, что им-то предрейсовые медосмотры ни к чему. Но так ли это на самом деле? Например, должен ли проходить такой осмотр ИП, который сам водит машину? А работники, которые используют личный транспорт и получают за это компенсацию? Или сотрудник отдела продаж, эпизодически выезжающий на корпоративном транспорте на торговые точки? Давайте разберем каждую из этих ситуаций подробнее.

ИП: сам себе водитель

Начнем с ситуации, когда транспортным средством управляет ИП, которому этот транспорт и принадлежит. Здесь наше внимание должна привлечь норма пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ней говорится буквально следующее:

«Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки».

Казалось бы, эта норма не оставляет места для каких-то сомнений: «сам себе водитель» должен проходить предрейсовые медосмотры. А значит, заключать договор с медучреждением (или принимать в штат медработника) и нести соответствующие расходы. Но на самом деле все не так очевидно.

Дело в том, что термин «медицинский осмотр» статья 23 Закона № 196-ФЗ употребляет в отношении трех типов мероприятий: предварительные, периодические, а также пред- и послерейсовые (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Далее, в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, законодатель приводит детальное описание каждого вида медосмотра, в том числе и предрейсового. При этом из формулировок пункта 3 со всей ясностью вытекает, что предрейсовый осмотр имеет отношение только к наемным водителям, и на ИП не распространяется: «Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…».

Резюмируем. Один пункт статьи 23 требует от ИП проходить все три вида осмотров. А другой пункт позволяет сделать вывод, что на ИП распространяется обязанность проходить только те виды медосмотров, которые, исходя из формулировок пункта 3, относятся к любым лицам, управляющим транспортными средствами. А по медосмотрам, которые относятся к наемным водителям, такой обязанности не возникает.

По идее, устранить это противоречие должен был бы документ, вводящий правила проведения медосмотра. Но Методические рекомендации, которые утвердил Минздрав России (письмо от 21.08.03 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») ситуацию только запутывает. Так в них говорится, что каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. То есть ИП под эту норму не подпадает. Далее в методичках указывается, что медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей, которые должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Опять же, получается, что к ИП процитированные нормы отношения не имеют.

Не вносит ясности и старый Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, содержащий приложение 9, регулирующее порядок проведения предрейсовых медосмотров. Из него также следует, что распространяется оно лишь на водителей автопредприятий.

Таким образом, на наш взгляд, можно сделать вывод: обязанность ИП, самостоятельно управляющих транспортными средствами, организовать для самих себя предварительный медицинский осмотр четко не закреплена. Поэтому, исходя из принципа определенности обязанностей субъектов правоотношений, мы делаем вывод, что такие водители не обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры.

Работники, использующие личный транспорт

Идем дальше. Следующая «спорная категория» — работники, использующие личный транспорт в служебных целях. Эту ситуацию регулирует уже пункт 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения. А он сформулирован таким образом, что под его действие подпадают «лица, принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств». Проще говоря, наемные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит управление транспортными средствами. При этом основной документ, по которому законодательство отличает этих сотрудников от всех других лиц, управляющих автомобилем, — это наличие у них путевого листа.

Читайте так же:  Как уменьшить платеж по кредиту в банке

Получается, что в ситуации, когда сотрудник управляет своей собственной машиной, но делает это в интересах организации с согласия и ведома работодателя, вопрос о предварительном медосмотре будет зависеть от двух факторов. Первый — трудовая функция этого работника. Чтобы подпадать под предрейсовый медосмотр, в обязанности работника, которые закреплены трудовым договором или должностной инструкцией, должно входить управление транспортным средством. Если этого нет, то вопрос о предрейсовом медосмотре отпадает сразу.
Но даже в отношении «водителей по должности», важен еще факт наличия путевых листов на передвижение автомобилей, которыми они управляют. Как правило, в отношении личного транспорта путевые листы не оформляются. А значит, нет необходимости проводить предрейсовые медосмотры.

Есть еще один аргумент, позволяющий не проводить предрейсовые медосмотры в рассматриваемой ситуации. В Методических рекомендациях по проведению предрейсовых медосмотров говорится, что организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей нужно в каждой организации, имеющей автотранспорт. Получается, что если в организации нет ни одного автомобиля, то такой обязанности у нее нет. Даже если в итоге у нее имеются в штате водители, которые каждый день разъезжают на своих автомобилях с путевыми листами!

Бухгалтер на выезде

Перейдем теперь к случаю, когда работник время от времени управляет корпоративным транспортом. Например, бухгалтер раз или два в неделю объезжает филиалы компании и проверяет там работу ККТ. Доказать, что такому бухгалтеру не нужно проходить предрейсовый медосмотр, сложнее всего. Ведь тут выполняется условие о том, что автомобиль принадлежит организации. Да и путевой лист в этом случае, скорее всего, будет. Остается только апеллировать к тому, что и в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, и в методичках Минздрава речь идет о профессиональных водителях — «лицах, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств». А сами медосмотры проводятся «перед началом рабочей смены водителей».

В нашем же случае бухгалтер ну никак не является «лицом, принимаемым на работу в качестве водителя». Да и «рабочая смена водителя» у него не начинается, поскольку работает он бухгалтером.

Штрафы за отсутствие осмотров

В заключение поговорим об ответственности. Ведь именно на размер штрафов чаще всего ориентируются в тех случаях, когда законодательство сформулировано невнятно. Итак, что же будет, если организацию или предпринимателя обвинят в нарушении правил проведения предрейсовых медосмотров, а доказать свою правоту им не удастся?

Ответственность за это предусмотрена в специальной статье КоАП РФ — 11.32. Данная статья предусматривает ответственность именно за нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. В качестве наказания предусмотрен штраф для юридических лиц и предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. При этом протоколы по данному нарушению составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а рассматривают эти дела исключительно суды. Срок давности по этому нарушению составляет два месяца.

Таким образом, ни налоговая, ни трудинспекция, ни ГАИ наказать организацию (предпринимателя) за данное нарушение не могут. Более того, поскольку в КоАП РФ имеется специальная статья, предусматривающая ответственность именно за предрейсовые медосмотры, то наказать организацию, допустившую это нарушение, по другой статье (за нарушение трудового законодательства или ПДД, например) уже нельзя.

Проверки же Минздрава и подведомственных ему «надзоров» для обычной организации большая редкость. А если таковая и случится, срок давности по данным нарушениям играет в пользу налогоплательщиков. Особенно с учетом того, что решение по делу должен будет принять суд.

Штраф за отсутствие предрейсового медосмотра водителей

Какой штраф за отсутствие отметки о предрейсовым медосмотре на водителя и на должностного лица? Заранее спасибо!

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 12] [Статья 12.31.1]

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Не прохождение предрейсового медосмотра: штраф для ответственных лиц

Водители тех автомобилей и ТС, которые работают по найму, в большинстве случаев перед выходом на линию должны проходить медицинский осмотр. Такое действие подтверждает достаточно хорошее состояние здоровья и отсутствие явных или остаточных признаков алкогольного или наркотического опьянения, поскольку это является серьезным препятствием для выполнения рабочих обязанностей. Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра – мера наказания, положенная тем автомобилистам, которые по любым причинам проигнорировали такое требование и сели за руль без его прохождения.

Суть правонарушения

Он проводится для всех водителей, но исключением могут являться те ситуации, когда лицо является сотрудником экстренной службы и его выезд на линию осуществляется после соответствующего сигнала или сообщения. Отметка о том, что состояние лица позволяет ему в конкретный день выйти на линию и сесть за руль транспортного средства, ставится в путевом листе.

На предприятии или организации такие осмотры проводятся медработниками, входящими в штат организации или же нанятыми по договору оказания услуг. Независимо от выбранного способа оплата за прохождение осмотра осуществляется посредством денежных средств работодателя.

Несение ответственности

В случае отсутствия отметки об осмотре такой факт автоматически приравнивается к тому, что он не был пройден. В такой ситуации виновные лица привлекаются к ответственности по части 2 статьи 12.31 КоАП. Мерой наказания будет являться наложение штрафа в следующей сумме:

  • Для самого водителя 3000 рублей;
  • Для должностного лица 5000 рублей;
  • Для юридических лиц, к которым также приравниваются и индивидуальные предприниматели – 30000 рублей.

Только четкое соблюдение ПДД обезопасит от привлечения к ответственности и необходимости выплат внушительных сумм штрафов. В случае выпуска водителя на линию при условии несоответствия его состояния установленным нормам такое действие может стать причиной дорожно-транспортного происшествия, которое выливается в серьезные последствия.

Какие штрафы назначают за отсутствие транспортных «корочек»?

Недавний разговор с клиентом:
— У нас бухгалтер работает диспетчером и контролером ТС. Обучение? Да зачем ей? Она уже 10 лет работает, все знает назубок, какие бумаги как заполнить.
— А если проверка?
— Ну и что? Вам же штраф выпишут в 100 тысяч.
— Да ладно? Это все только на бумаге. Что-то я не слышал, чтобы реально кого-то наказывали.

Читайте так же:  В какую страну проще всего получить визу

Наказывают — на каком основании?

Начнем сначала. На основании чего, собственно говоря, отсутствие у «транспортного» специалиста нужного документа квалифицируется как административное правонарушение? На основании ч. 1 статьи 12.31.1. КоАП РФ, которая говорит, что перевозки «с нарушением профессиональных и квалификационных требований к работникам» наказываются штрафом: для должностных лиц — 20 тыс. рублей, для юридических лиц — 100 тыс. рублей. Обратите внимание: ИП в этом случае приравниваются к юридическим лицам.

Статья 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 126-ФЗ) указывает, что обеспечить работникам необходимую квалификацию обязан именно работодатель. Новая редакция статьи (Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ) подтверждает это и подчеркивает: требование относится не только к перевозчикам, но и к тем, кто использует транспорт для собственных нужд. Короче говоря — ко всем, у кого на балансе предприятия числится хоть один автомобиль.

Мы уже писали о том, какие конкретно требования предъявляются к образованию специалиста по БДД, контролера ТС и диспетчера — статья «Специалист БДД, контролер и диспетчер: совмещение должностей». А сегодня наглядно покажем случаи, когда компании были оштрафованы именно за отсутствие нужных дипломов у «транспортных» специалистов.

Вот навскидку несколько типичных судебных решений.

Банк оштрафовали, хотя он и не перевозчик

В прошлом году Верховный суд РФ рассматривал жалобу: председатель правления ПАО «Чувашкредитпромбанк» настаивал, что предприятие оштрафовали незаконно. Заметьте, что предприятие крупное, и дошли они аж до Верховного суда.

Началось все с того, что Транснадзор, придя в банк с плановой проверкой, нашел нарушения. А именно:

* Контролеры ТС работали без дипломов о профессиональной подготовке .
* Специалисты по БДД также не имели дипломов о переподготовке, а у одного даже не было высшего образования (а это обязательное требование к квалификации специалиста по БДД) .

В итоге «Чувашкредитпромбанк» привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 100 тысяч рублей. Руководитель предприятия возмутился: как же так, ведь банк — не перевозчик, автомобили используются только для собственных нужд! И подал жалобу в Верховный суд Чувашской республики, а потом и в Верховный суд РФ.

Верховный суд РФ отклонил жалобу, указав на ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ. Этот закон обязывает обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям не только перевозчиков, но и любые предприятия, использующие транспорт для собственных нужд. Кстати, у нас есть об этом отдельная статья: Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»?

Штраф в 100 тыс. рублей суд признал правомерным (Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. № 31-АД18-16). Банку пришлось платить.

Специалист по БДД прошел аттестацию в УГАДН, но не имел диплома

Пару лет назад Оренбургский областной суд тоже рассматривал жалобу. Дворец творчества и молодежи пытался опротестовать постановление инспектора Транснадзора и решение районного суда об административном правонарушении.

Из-за чего же разгорелся сыр-бор в данном случае? Инспектор Транснадзора при очередной проверке выявил нарушение: у ответственного за БДД не было соответствующего диплома о дополнительном профессиональном образовании. Руководитель Дворца творчества возражала: да, но у него ведь есть высшее образование, и он прошел аттестацию в УГАДН!

Этого оказалось недостаточно. Аттестацию без «корочки» действительно можно было раньше сдать, правда, только на 5 лет, а не бессрочную, как сейчас. Но даже если имелась такая аттестация, то с вступлением в силу Приказа Минтранса 287 о квалификационных требованиях, необходимое образование нужно было получить, чтобы иметь право работать ответственным за безопасность дорожного движения в организации.

Апелляция в Областной суд ни к чему не привела. Суд признал, что административное правонарушение имеет место, и оставил штраф в 50 тыс. рублей в силе (Решение Оренбургского областного суда от 14 апреля 2017 г. по делу № 21-174/2017).

Петербургский метрополитен наказали за диспетчера

Даже крупные компании, непосредственно связанные с транспортом, иногда не придают должного значения «корочкам» — и попадаются на этом. Год назад на 100 тыс. рублей оштрафовали ГУП «Петербургский метрополитен».

Причина была проста — образование диспетчера не соответствовало Квалификационным требованиям. У него было среднее профессиональное образование, которое не входило в укрупненную группу «23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта». При таком образовании диспетчеру необходим диплом о профессиональной переподготовке, и вот его-то у сотрудника не оказалось. Поэтому на предприятие наложили взыскание.

Руководство метрополитена тоже пыталось обжаловать это решение в суде — и тоже потерпело фиаско. Суд отклонил жалобу и признал штраф в 100 тыс. рублей справедливым (Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 21 ноября 2018 г. по делу № 4А-1507/2018).

Полагаем, что диспетчера в результате все-таки обучили. Затраты там не такие большие ( во всяком случае, у нас цены на обучение диспетчеров вполне доступные ), и это явно выгоднее, чем при каждой проверке платить по 100 тыс. рублей. Тем более, что «корочку» диспетчера теперь не надо продлевать каждые пять лет, об этом мы тоже писали подробно.

Как видим, административная ответственность за отсутствие у «транспортных» специалистов нужных дипломов — вовсе не из области сказок. Это реальные, притом немаленькие, штрафы. Мы от души желаем вам, чтобы у вас все всегда «было чисто» и вам не приходилось платить никаких штрафов. И со своей стороны готовы вам в этом помочь.

Новый порядок предрейсового осмотра транспортных средств

25 декабря вступает в силу новые правила предрейсовых осмотров транспортных средств.

Напоминаем, что 25.12.2017 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Это необходимо для того, чтобы исключить выпуск на линию неисправных автотранспортных средств. За нарушение данного законодательства водителям и организациям грозит серьезная ответственность.

Кстати, новый порядок предрейсовых осмотров транспортных средств теперь предусматривает ответственность не только организаций, которые выпустили на линию неисправные автотранспортные средства. Например, если вдруг произойдет авария, именно из-за неисправности самого транспортного средства выпущеного на линию после предрейсового осмотра, то за аварию будут отвечать не только сам водитель и организация, а также и автомеханик, т.е. то лицо, которое выпустило на линию данное транспортное средство после его предрейсового осмотра. Так что у автомехаников, как мы видим, теперь будет личная ответственность за выпуск автомобилей на линию.

Мы проанализировали новый приказ Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017, чтобы ответить на все возникающие по этому закону вопросы, как у самих водителей занимающихся коммерческими перевозками, так и у владельцев коммерческого автотранспорта. Кстати, данный приказ, как многие думают и ошибаются, касается не только водителей и владельцев автобусов, грузовых автомобилей и т.п. автотранспортных средств. Он касается и водителей такси, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц занимающихся данными легковыми перевозками такси.

Читайте так же:  Административная судимость на что влияет

Обязаны ли индивидуальные предприниматели проводить предрейсовые осмотры автомобилей?

Да обязаны. Согласно приказа Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 года новый порядок проведения предрейсовых осмотров транспортных средств обязателен к исполнению не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свои перевозки автомобильным и электрическим автотранспортом.

Кто должен проводить предрейсовый осмотр?

Согласно приказа Минтранса РФ № 141 предрейсовый технический осмотр должен проводить контролер, который соответствует квалификационным и профессиональным требованиям в соответствии с приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года.

Что должно проверяться на предрейсовом осмотре?

При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности транспортных средств» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 года «О правилах дорожного движения»).

Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:

— исправность тормозной системы

— исправность рулевого управления

— состояние колес и шин

— работоспособность тахографа (при наличии)

— исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)

— исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн

— проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья

— проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол

— проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов

— проверка состояния держателя запасного колеса

— проверка положения опор полуприцепов

Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:

— осмотр приборной панели на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения

— проверка обзорности с места водителя

— проверка видимости обзора в зеркалах заднего вида

— проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков


— проверка ремней безопасности и подголовников

— проверка работоспособности световых приборов

— проверка герметичности узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики

— проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами

— проверка отсутствия внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверка на установку незаконного газового оборудования

Что должен или обязан сделать контролер после проведения им успешного предрейсового осмотра?

Согласно нового приказа контролёр, после проведения предрейсового осмотра и в случае не- обнаружения у транспортного средства каких-нибудь неисправностей либо причин препятствующих к выпуску автотранспортного средства на линию обязан, проставить на путевом листе соответствующую отметку:- «прошел предрейсовый контроль технического состояния». Помимо этого контролер обязан поставить на нем свою подпись, указать свою Фамилию и инициалы, а также дату и время проведенного осмотра.

Можно ли выпускать на линию автомобиль без отметки о предрейсовом осмотре?

Согласно приказа Министерства транспорта РФ №141 выпуск на линию автотранспорта без отметки на путевом листе о прохождении предрейсового осмотра, не допускается. На путевом листе обязательно должна быть подпись автомеханика, который осуществлял проверку технического состояния машины перед самым выездом на линию. В том числе даже, если на путевом листе имеется необходимая отметка, а сама подпись контролера на нем отсутствует, то автотранспортное средство выезжать на линию не имеет право. В противном случае законом за это предусмотрена административная ответственность.

Какая ответственность грозит за выезд автомобиля на линию без предрейсового осмотра?

Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Подробнее об этом здесь. Вот выдержка из КоАП РФ:

Статья 12.31.1 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц — 5 000 рублей; на юридических лиц — 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц — 5 000 рублей; на юридических лиц — 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2 500 рублей; на должностных лиц — 20 000 рублей; на юридических лиц — 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей; на юридических лиц — 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1 500 рублей; на должностных лиц — 10 000 рублей; на юридических лиц — 25 000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.

Когда вступает в силу новый порядок проведения предрейсовых осмотров?

Видео (кликните для воспроизведения).

Новый приказ Минтранса №141 вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. По данным Российской газеты документ, т.е. закон вступает в силу 25 декабря 2017 года.

Штраф за выпуск на линию без медосмотра
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here