Сколько нотариусов должно быть в городе

Ответы на вопросы в статье по теме: "Сколько нотариусов должно быть в городе" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Сколько нотариусов должно быть в городе

16. Квалификационная комиссия:
Принимает экзамены у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности

17. Количество должностей нотариусов в нотариальных округах определяют:
Органы юстиции и нотариальные палаты совместно

18. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляют:
Нотариальные палаты и органы юстиции совместно

19. Кто из перечисленных лиц в РФ не уполномочен совершать нотариальные действия:
Должностные лица органов местного самоуправления

20. Кто из перечисленных лиц не вправе удостоверять завещания:
Лечащие врачи

21. Лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, может замещать:
Любого нотариуса

22. Может ли гражданин в возрасте 14-18 лет совершать сделки:
Может только отдельные сделки

23. Может ли правление палаты принимать решения по вопросам отнесенным к компетенции собрания членов палаты:
Не может

24. Можно ли отказаться от наследства после того, как ты его принял:
Можно в течение срока для принятия наследства

25. На какой срок избирается правление палаты:
На 3 года

26. Назовите существующие основания наследования:
по завещанию
по закону

27. Нотариальное действие признается совершенным:
После занесения его в реестр регистрации нотариальных действий

28. Нотариус в РФ назначается на должность:
Органом юстиции на основе решения конкурсной комиссии

29. Нотариус вправе:
Заниматься научной деятельностью

30. Нотариус выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия:
По просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия

Приказ Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275 «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе»

Приказ Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275
«Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе»

Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2008 г.

Регистрационный N 12809

Порядок
определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе
(утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 сентября 2008 г. и приказом Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275)

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I*.

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»** количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных Порядком.

Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — Управление) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты, в случаях, предусмотренных пунктами 9, 10 Порядка.

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.

6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, — один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, — один нотариус на 20 000 — 25 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), — один нотариус на 25 000 — 30 000 человек.

Читайте так же:  Правовой режим земель сельхозназначения

7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:

о количестве населения;

о количестве совершенных нотариальных действий за год;

об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой,

а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 , N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30, ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17, 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10, 13; 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427, 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747; 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3613.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе должен определять орган государственной власти субъекта РФ.

Закреплен порядок реализации этого полномочия.

Количество должностей не дифференцируется на частных и государственных нотариусов. Оно определяется на основании согласованного предложения управления Минюста России по субъекту РФ (субъектам РФ) и нотариальной палаты в субъекте РФ, а в некоторых случаях- на основании предложений Управления или нотариальной палаты.

Установлено, какие документы прилагаются к предложениям управления и нотариальной палаты.

Уменьшить количество должностей можно только при наличии соответствующих вакансий.

В каждом нотариальном округе должен быть хотя бы 1 нотариус. Вторая и последующая должность устанавливаются из расчета: 1 нотариус на 15 тыс. чел. (в Москве и Санкт-Петербурге); 1 нотариус на 20-25 тыс. чел. (в городских поселениях); 1 нотариус на 25-30 тыс. чел. (в муниципальных районах, за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа).

Указанный порядок применяется как при первичном установлении количества должностей, так и при изменении этого количества.

Приказ Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275 «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2008 г.

Регистрационный N 12809

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 16 декабря 2008 г. N 256, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 декабря 2008 г. N 51

Завещание с наценкой

Этот спор начался в Чебоксарах, где в районный суд пришел наследник с жалобой на частного нотариуса. Нотариус отказалась выдавать гражданину свидетельство о праве на наследство и свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Свой отказ нотариус мотивировала тем, что наследник не оплатил «дополнительные услуги правового и технического характера». В суде истец попросил признать требования нотариуса незаконными и выдать ему положенные документы.

Читайте так же:  Неустойка по алиментам куда подавать иск

Проблемы начались с того, что у человека умерла жена. При жизни супруги нажили квартиру, гараж с погребом и нежилое помещение. Как вдовец, человек получил право на половину оставшегося добра.

Расценки, которые нотариус выставила вдовцу, выглядели следующим образом. Наследник должен оплатить нотариальный тариф — 11 476 рублей. В эту сумму вошли госпошлины за выдачу свидетельств о праве собственности на доли в квартире, гараже — по 200 рублей за каждое. И свидетельство о праве на наследство доли в гараже — выдача его стоила 76 рублей. Главная же статья расхода — 11 тысяч рублей — была обозначена как «дополнительные услуги правового и технического характера». Их вдовец и отказался оплачивать, объяснив суду, что все документы, необходимые для открытия наследственного дела, подготовил и представил сам.

Районный суд Чебоксар истцу в его просьбе отказал, а коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики это решение не оспорила. Обиженный гражданин дошел до Верховного суда РФ. А там с его доводами согласились, заявив, что местные суды допустили «существенные нарушения норм материального права».

Вот как разбирала спор Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда.

Отказывая вдовцу, районный суд сказал, что закон не содержит запрета на предоставление нотариусами «услуг правового и технического характера» и получение за это платы. А еще суд сказал следующее: «выполнение работ правового и технического характера, являющихся неотъемлемым элементом нотариального действия, не может расцениваться как навязанные услуги, поскольку без данных услуг не может возникнуть юридическое последствие в виде оформленного нотариального акта». Ну а нотариус, по мнению райсуда, «фактически предоставляла истцу услуги правового и технического характера, которые должны быть оплачены».

Сначала Верховный суд напомнил, что нотариусы у нас работают государственные и частные. И частнопрактикующий нотариус берет нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной для государственных нотариальных контор. По этому закону источником финансирования частного нотариуса является оплата за нотариальные действия и «оказание услуг правового и технического характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ». В законе о нотариате перечислены виды нотариальных действий. В этом списке нет такого нотариального действия, как «услуги правового и технического характера». Конституционный суд (Определение от 1 марта 2011 года N272-О-О) заявил, что нотариальные «услуги правового и технического характера» по сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям.

Получение этих услуг для гражданина, обратившегося к нотариусу, подчеркивает Верховный суд РФ, носит исключительно добровольный характер. А если человек не согласен с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг, эти услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом — недопустимо.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ уточнила — «услуги правового и технического характера», которые оказывают гражданам нотариусы, не являются тождественными нотариальным действиям и не входят в содержание нотариальных действий. Эти положения уже высказывал Верховный суд по другим решениям, и его Апелляционная коллегия оставила их без изменений.

А вот главная мысль: в законе о нотариате четко перечислено, в каких случаях нотариус может отказать гражданину — если это противоречит закону, если действия должен совершить другой нотариус, если обращается недееспособный гражданин или его представитель не имеет необходимых бумаг, если документы не соответствуют закону и прочее. Этот перечень для отказа, подчеркнул Верховный суд, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Отказ в совершении нотариальных действий из-за нежелания платить за «услуги правового и технического характера» в этом перечне отсутствует.

Верховный суд велел пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.

Сколько нотариусов должно быть в городе

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16190

Видео (кликните для воспроизведения).

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 декабря 2009 г. N 430

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА

В соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14; 20; N 29, ст. 3642):

Утверждаю прилагаемый Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса.

Федеральной нотариальной палаты

от 28 августа 2009 г.

Приказом Министерства юстиции

от 23.12.2009 N 430

УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14; 20; N 29, ст. 3642).

2. Решение об учреждении и ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации (далее — территориальный орган) по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) в рамках установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Читайте так же:  Причины отказа выплаты по европротоколу

Решение об учреждении или ликвидации должности нотариуса оформляется приказом территориального органа.

3. Приказом территориального органа об учреждении или ликвидации должностей нотариусов в соответствии с частью второй статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате учреждаются или ликвидируются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и (или) нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Приказ территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса издается в пятнадцатидневный срок после:

а) принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

б) издания территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в установленном порядке приказа о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.

С этой целью территориальным органом или нотариальной палатой незамедлительно инициируется принятие решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса.

5. Решение о ликвидации должности нотариуса может быть принято только в отношении вакантной должности нотариуса.

Решение об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе возможно только при наличии на территории субъекта Российской Федерации государственной нотариальной конторы. Приказ об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе должен быть согласован с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. При наступлении обстоятельства, указанного в подпункте «б» пункта 4 настоящего Порядка, принимается решение о ликвидации должности нотариуса в государственной нотариальной конторе и об учреждении должности нотариуса, занимающегося частной практикой, которое оформляется приказом территориального органа.

7. В приказе территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса указываются:

основание принятия решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса;

наименование нотариального округа, в котором учреждаются или ликвидируются должности нотариуса.

8. Приказ территориального органа об учреждении должности нотариуса, принятый в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего Порядка, является основанием для издания распоряжения территориального органа об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Что нужно сделать, чтобы стать нотариусом?

Краткой рекомендацией по запросу, как стать нотариусом, может служить совет: для этого нужно закончить юридический факультет в государственном высшем учебном заведении, поработать некоторое время стажером у практикующего нотариуса, пройти квалификационный тест, получить от госорганов лицензию. После этого можно стать частным нотариусом или устроиться на государственную службу. Это общие правила, которые действуют в России, Казахстане и Республике Беларусь.

Профессиональная деятельность

Нотариусы (от лат. notarius — писец, секретарь) — это юристы, к услугам которых прибегают при регистрации юридического лица, оформлении доверенности, продажи имущества и других делах, подлежащих обязательному нотариальному заверению. Они работают по действующим в стране законам и помогают грамотно составлять документы.

Можно утверждать, что нотариусы выполняют миротворческие функции и предотвращают споры. Без них наступит хаос, а суды получат миллионы исков о подлинности сделок. Копии всех оформленных документов нотариусы хранят в архиве. Если дело доходит до конфликта, данные из архива помогают установить подлинность и правомерность действий.

У всех нотариусов одинаковые права, и все оформленные у них документы имеют одинаковую юридическую силу.

  • помощь при заключении сделки;
  • отказ в оформлении сделок, которые нарушают закон;
  • объяснение последствий совершаемых сделок;
  • информирование людей об их обязанностях и правах;
  • защита свобод и интересов людей в рамках закона;
  • сохранение в тайне данных, которые были получены в ходе профессиональной деятельности;
  • повышение квалификации раз в 4 года.

Количество нотариусов в стране фиксировано и определяется государством. Так, нотариальный округ с численностью от 15 000 до 30 000 человек должен иметь одного специалиста. Их число каждый год пересчитывают. Существуют государственные и частные нотариальные конторы. Стоимость услуг в них устанавливается централизованно государством, поэтому тарифы везде примерно одинаковы.

Виды предоставляемых услуг

Нотариус может совершать следующие действия:

  • засвидетельствовать правильность и подлинность сделки, связанной с покупкой или продажей;
  • оформить свидетельство о праве собственности на доли в имуществе супругов;
  • наложить и отменить запрет на конфискацию имущества;
  • подтвердить подлинность копий документов и подписей;
  • удостоверить доверенность и другие бумаги;
  • вручить третьим лицам заявление от граждан и организаций;
  • принять на хранение деньги, ценные бумаги и документы;
  • делать исполнительные надписи;
  • оформить завещание;
  • подготовить всевозможные доказательства;
  • удостоверить соответствия гражданина и человека, изображенного на предъявляемом документе;
  • официально подтвердить факт неуплаты в срок по векселю;
  • проводить операции с чеками: предъявлять их к оплате или подтверждать неоплату;
  • определить то, что электронная версия документа и его бумажный вариант равны по значению и наоборот;
  • регистрировать уведомления о залоге движимого имущества;
  • подготавливать документы для государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Для кого нотариальная деятельность под запретом

Работать нотариусом не имеют права:

  • граждане не РФ;
  • люди, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
  • люди, предоставляющие ложные сведения или поддельные документы;
  • полностью или частично недееспособные люди;
  • судимые;
  • люди, которым суд запретил оказывать нотариальные услуги.

Требования к будущему нотариусу

Нотариусом в РФ может быть гражданин государства от 25 до 75 лет, получивший высшее юридическое образование в государственном аккредитованном ВУЗе. Стаж работы по юридическому профилю должен быть 5 лет.

Личные качества претендента:

  1. Внимательность. Документы, с которыми работает нотариус, имеют юридическую силу и требуют тщательного изучения.
  2. Сдержанность. Нотариусы каждый день встречаются с большим количеством людей, некоторые из них ведут себя некорректно и порой агрессивно. Быть спокойным, уравновешенным и держать свои эмоции под контролем — задача профессионала.
  3. Пунктуальность. Нужно уметь распределять и рассчитывать свое время, потому что клиентов много, и они все спешат и хотят максимально быстро оформить документ.

Сдача соответствующего экзамена

Чтобы стать нотариусом, необходимо получить высшее юридическое образование и диплом государственного образца. Учиться лучше в профильных ВУЗах, которые есть в крупных городах. Например, в Москве — ГКА имени Маймонида, АПИ, МГУ, в Санкт-Петербурге — юридическая академия.

Читайте так же:  Материальная помощь многодетным к школе

После учебы и защиты диплома обязательно поработать стажером в нотариальной конторе. Стажировка длится до 12 месяцев, в Москве — 2 года. Если есть стаж в качестве юриста, то длительность сокращается до полугода. Желающим пройти стажировку нужно обратиться в федеральную или городскую палату. После стажировки у нотариуса, который практикует 3 года (не меньше), нужно получить характеристику и отзыв.

Попасть на стажировку нелегко: мест намного меньше, чем желающих. Число стажеров на год определяет нотариальная палата. Претендентов отбирают по конкурсу, во время которого нужно подтвердить свой профессиональный уровень. Многие готовы работать без зарплаты, лишь бы получить опыт и разрешение сдавать квалификационный экзамен.

За 60 дней месяца соискатель сообщает о том, что хочет пройти квалификационный тест. На испытание отводят 2 часа, за это время нужно ответить на 50 вопросов и справиться с 1 задачей. У претендента всего 1 шанс. Экзамен автоматизирован, результаты проверяются анонимно. Нужно получить 45 баллов. Если их будет меньше, то согласно Приказу Минюста от 14.04.2000 № 132 пересдать тест можно через год.

Информацию о тех, кто экзамен сдал, вносят в специальный реестр. Выдают лицензию только тем, кто есть в реестре.

После учебы, стажировки и экзамена не все становятся нотариусами и начинают работать по специальности. Препятствие — отсутствие опыта. Чтобы его наработать, придется начать с позиции помощника нотариуса. Назначает на должность частный нотариус, заручившись одобрением нотариальной палаты.

Получение лицензии

Сданный экзамен — прямая дорога к лицензии. Оплатить государственный взнос 7500 рублей и отправить материалы в Министерство юстиции требуется за 5 дней. Лицензию выдают через 30 дней после приема документов. После принесения присяги можно приступать к профессиональной деятельности в качестве нотариуса. Начать работать нужно в течение 3-х лет. В противном случае лицензия становится недействительной, требуется подтверждать квалификацию и повторно проходить экзамен.

Примерная заработная плата

Нотариусы в России получают около 60% от вознаграждения за оказанные услуги. В государственных нотариальных конторах доход составит примерно 50 000 — 60 000 рублей в месяц. Зарплата частного специалиста — от 100 000 рублей. По данным Федеральной нотариальной палаты, средний заработок зависит от региона и колеблется от 70 000 до 300 000 руб. в месяц.

Открытие собственной конторы по квоте

Для каждого нотариального округа число нотариусов ограничено, будь они государственные или частные. Поэтому приступить к самостоятельной практике получится, когда появится вакантное место.

Если вакансий нет, нужно оставить заявление на возможность включения в список членов нотариальной палаты. Как только появится свободная позиция, нужно подать пакет документов, которые подтвердят готовность к самостоятельной работе. После утверждения нового специалиста за ним закрепляют территорию.

На вопрос о том, сколько стоит открыть свой нотариальный бизнес, однозначного ответа нет. Рекомендуемый стартовый капитал — от 500 000 рублей.

Основные затраты касаются помещения, оборудования, заработной платы помощнику. Не обойтись без расходов на рекламу, страховку и сигнализацию. Хорошим помещением для оказания нотариальных услуг будет квартира на нижнем этаже жилого дома или площадь под сдачу в новостройке. О своем новом адресе нотариус обязан сообщить в нотариальную палату в течение 3 дней.

Контора должна состоят из нескольких комнат: кабинета нотариуса, кабинета помощника, архива и комнаты ожидания. Потребуется офисная мебель, сейф, компьютеры, оргтехника и личная гербовая печать. Ее изготавливают в единственном экземпляре.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 275 г. Москва «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 декабря 2008 г.
Регистрационный N 12809

Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Министр А. Коновалов

Утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 сентября 2008 г.
Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 275

Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I 1 .

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 2 количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных Порядком.

Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — Управление) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты, в случаях, предусмотренных пунктами 9, 10 Порядка.

Читайте так же:  Статья 140 сроки расчета при увольнении

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.

6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, — один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, — один нотариус на 20 000 — 25 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), — один нотариус на 25 000 — 30 000 человек.

7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:

о количестве населения;

о количестве совершенных нотариальных действий за год;

об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой,

а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 , N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.

Видео (кликните для воспроизведения).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30,ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17; ст. 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10; ст. 13; ст. 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427; ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747; ст. 3805; ст. 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008. N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597; ст. 3613.

Сколько нотариусов должно быть в городе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here