Споры по земельным участкам подсудность

Ответы на вопросы в статье по теме: "Споры по земельным участкам подсудность" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Споры по земельным участкам подсудность

Рязанский областной суд

Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание!

С 1 октября 2019 года изменяется порядок кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых по гражданским, административным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Кассационные жалобы, представления на вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским и административным делам (пункт 1 части 2 статьи 377 ГПК РФ; пункт 1 части 2 статьи 319 КАС РФ), итоговые судебные решения по уголовным делам (пункт 1 части 2 статьи 401.3 УПК РФ) подаются во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции .

Кассационные жалобы, представления/протесты на вступившие в законную силу промежуточные судебные решения по уголовным делам (пункт 1 части 3 статьи 401.3 УПК РФ), постановления по делам об административных правонарушениях (статья 30.13 КоАП РФ) подаются/приносятся непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции ( 121357, г. Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 34 ) .

Подсудность земельных споров

Споры в сфере земельных правоотношений не являются редкостью, они могут быть связаны как с оборотом земель, так и с различными проблемами характера. В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Сторонами земельного спора могут быть органы государственной власти и самоуправления, физические и юридические лица, в различных сочетаниях.

При определении подсудности споров, касающихся земельных правоотношений, необходимо учитывать правила родовой подсудности. Так, согласно ст. 23 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации дела по имущественным спорам, в которых цена иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на день подачи заявления, дела об определении порядка пользования земельными участками подсудны мировому судье.

Территориальная подсудность земельных споров часто является исключительной и определяется согласно правилам ст. 30 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, так, иски о правах на земельные участки подсудны суду по месту нахождения земельного участка.

Остальные требования подсудны судам по общему правилу, установленному ст. 28 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации , — по месту жительства ответчика, а требования к организации — по месту нахождения организации.

Кроме того, п. 2 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена возможность передачи земельных споров до принятия дела к производству судом на рассмотрение третейского суда ( Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Однако практика показывает, что стороны земельного спора редко обращаются к услугам третейского суда. Причиной тому является тот факт, что контрагенты друг другу не доверяют, они не могут положиться на добросовестность друг друга как в подборе судей, так и в выборе процедуры рассмотрения спора, что ведет к невозможности заключения третейского соглашения. Более того, подобная процедура является весьма дорогостоящей. Да и в нашей стране так уж сложилось, что «государственным» судам просто больше доверяют.

Подсудность земельных споров

Споры в сфере земельных правоотношений не являются редкостью, они могут быть связаны как с оборотом земель, так и с различными проблемами характера. В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Сторонами земельного спора могут быть органы государственной власти и самоуправления, физические и юридические лица, в различных сочетаниях.

При определении подсудности споров, касающихся земельных правоотношений, необходимо учитывать правила родовой подсудности. Так, согласно ст. 23 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации дела по имущественным спорам, в которых цена иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на день подачи заявления, дела об определении порядка пользования земельными участками подсудны мировому судье.

Территориальная подсудность земельных споров часто является исключительной и определяется согласно правилам ст. 30 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, так, иски о правах на земельные участки подсудны суду по месту нахождения земельного участка.

Остальные требования подсудны судам по общему правилу, установленному ст. 28 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации , — по месту жительства ответчика, а требования к организации — по месту нахождения организации.

Кроме того, п. 2 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена возможность передачи земельных споров до принятия дела к производству судом на рассмотрение третейского суда ( Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Однако практика показывает, что стороны земельного спора редко обращаются к услугам третейского суда. Причиной тому является тот факт, что контрагенты друг другу не доверяют, они не могут положиться на добросовестность друг друга как в подборе судей, так и в выборе процедуры рассмотрения спора, что ведет к невозможности заключения третейского соглашения. Более того, подобная процедура является весьма дорогостоящей. Да и в нашей стране так уж сложилось, что «государственным» судам просто больше доверяют.

Споры по земельным участкам подсудность

При определении подсудности споров, связанных с земельными правоотношениями, следует учитывать правила родовой подсудности Там же..

В соответствии со статьей 23 ГПК РФ дела имущественным спорам при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей, дела об определении порядка пользования земельными участками подсудны мировому судье.

Подсудность дел о разделе земельных участков зависит от их стоимости, поскольку к компетенции мировых судей отнесены имущественные споры при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей (п 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). Свыше этой суммы такие дела подсудны районному суду. Поэтому на стадии принятия заявлении необходимо проверять, указана ли истцом цена иска, т.е. стоимость земельного участка, и подтверждена ли она документально, поскольку это имеет значение для разграничения подсудности судов различного уровня и определения размера государственной пошлины.

Определенную проблему вызывает позиция, изложенная в ряде научных работ заместителем председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Жуйковым по вопросу подсудности споров об устранении препятствий в пользовании земельным участком Горохов, Б.А. Кнышев В.П., Потапенко С.В Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие. / Под. ред. В.Н. Соловьем М., 2009. Издательство «Юрайт». С.67. Согласно мнению автора, подпункт 8 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» определяет, что к компетенции мирового судьи относятся дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ с изм. и доп. от 11 февраля 2010 года // СЗ РФ. 1998 №51. Ст 6270, 2010 № 7 Ст.1701.

Читайте так же:  Как перевести нежилое здание в жилой дом

. А поскольку устранение препятствий в пользовании является одним из элементом определения порядка пользования, то такая категория дел также подсудна мировым судьям.

Вместе с тем однородность терминов «определение порядка пользования» и «устранение препятствий в пользовании» никак не могут свидетельствовать о взаимосвязи таких споров, а, тем более, осуществлении негаторной защиты, как элемента установления порядка пользования земельным участком. Это обусловлено тем, что предметом первого спора является конкретный земельный участок и правопритязания нескольких пользователей — совладельцев строения на установление порядка его использования, а во втором случае предметом спора является защита нарушенного права землепользования, как правило, между владельцами смежных земельных участков, когда, одно лицо незаконно использует но принадлежащий ему другой земельный участок (его часть). В данном случае можно отметить необходимость более четкой регламентации процессуального регулирования подсудности указанных споров в законе.

Территориальная подсудность земельных споров в большинстве случаев является исключительной и определяется по правилам статьи 30 ГПК РФ — иски о правах на земельные участки подсудны суду по месту нахождения земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные. участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста направляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ: с изм. и доп. на14.06.2011// Собрание законодательства РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532; Российская газета от 05.06.2011..

Иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий в пользовании имуществом или устранении нарушения права собственника, не влекущие лишения владения, и об определении порядка пользования имуществом связаны с установлением прав на имущество, поэтому, если предметом этих исков является имущество указанное в ст. 30 ГПК РФ, эти иски подлежат рассмотрению по месту нахождения такого имущества. Если предметом этих исков является другое имущество, мин должны предъявляться в суд по общему правилу территориальной подсудности — по месту нахождения ответчика.

Исключительная подсудность установлена и в ч. 1 ст. 38 АПК РФ для споров, связанных с правами на недвижимое имущество.

И соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Однако споры, вытекающие из договоров аренды недвижимого имущества, договоров безвозмездного пользования недвижимостью, доверительного управления недвижимым имуществом и иных подобных договоров, не подпадают под правило исключительной подсудности, установленное ст. 38 АПК РФ. Для определения подсудности таких споров суды руководствуются нормами ст. 35 — 37 АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ: с изм. и доп. на12.07.2011 № 210-ФЗ// Собрание законодательства РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012; ; Российская газета от 15.07.2011..

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года №54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» О некоторых вопросах подсудности по делам по искам о правах на недвижимое имущество: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10 .2006 года № 54 // СПС «Консультант Плюс» . к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности:

— иски об истребовании имущества из чужого незаконной) владения,

— об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения,

— об установлении сервитута,

— о разделе имущества, находящегося в общей собственности,

— о признании права,

— об установлении границ земельного участка,

— об освобождении имущества от ареста.

По местонахождению недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлекли необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр прав в отношении сделок, подлежащие государственной регистрации.

Альтернативные нормы (альтернативная подсудность) относительно подсудности гражданских дел (АПК, ст. 36, ГПК, ст. 29) построены на том, что в случаях, предусмотренных указанными нормами, и по искам перечисленных категорий право выбора принадлежит истцу. В обоих процессах действует институт «подсудности по выбору истца», что записано в качестве заголовка указанных статей кодексов. Применительно к рассмотрению земельных споров правила альтернативной подсудности распространяются на дела, вытекающие из публичных правоотношений, например по заявлению об оспаривании действий органов местного самоуправления, нарушающего земельные права гражданина.

11.1.1. Общий порядок рассмотрения земельных споров

Динамично развивающееся и зачастую противоречивое законодательство в сфере охраны и рационального использования земель вызывает к жизни множество споров, связанных как с оборотом земель, так и с различными вопросами административного характера.

Земельные споры возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, самовольным занятием и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.

Сторонами в земельном споре являются:

— исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо, с другой стороны, при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа;

Читайте так же:  Перечень поврежденного имущества образец

— граждане и юридические лица по спорам между собой в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

Споры о признании прав на землю рассматриваются судами в порядке искового производства как споры о праве гражданском. В качестве ответчика выступает администрация государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом распоряжения землей в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса РФ, во втором случае — лицо, нарушившее земельные права потерпевшей стороны.

Из анализа норм ЗК РФ можно сделать вывод, что в судах подлежат рассмотрению, в частности, следующие иски и споры о праве на землю:

— в связи с отказом в предоставлении земельного участка в собственность гражданам и юридическим лицам из государственного и муниципального земельного фонда;

— в связи с изъятием или отказом в предоставлении служебного земельного надела;

— спор о земельном участке при переходе права собственности на недвижимость;

— спор о земельном участке при продаже его с торгов (аукциона, конкурса) и признании права на землю;

— иск о признании права на землю при разрушении здания, строения, сооружения при условии начала восстановления их в течение трех лет;

— споры о признании прав на земельные участки при принудительном прекращении прав на землю по основаниям, предусмотренным статьями 44 — 48, 51, 54 ЗК РФ, статьями 284 — 286 ГК РФ;

— спор по иску исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статьи 49, 55 ЗК РФ, статьи 279 — 283 ГК РФ).

Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли — купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др. Следует иметь в виду, что, помимо ЗК РФ и ГК РФ, названные виды земельного оборота регулируются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При определении подсудности споров, связанных с земельными правоотношениями, следует учитывать правила родовой подсудности.

Территориальная подсудность земельных споров в большинстве случаев является исключительной и определяется по правилам статьи 30 ГПК РФ — иски о правах на земельные участки подсудны суду по месту нахождения земельного участка.

Остальные требования подсудны судам по общему правилу, закрепленному в статье 28 ГПК РФ, — по месту жительства ответчика, а требования к организации — по месту нахождения организации.

Исковые заявления оплачиваются государственной пошлиной. Требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об определении порядка пользования земельным участком оплачиваются государственной пошлиной как требования неимущественного характера.

Пунктом 2 статьи 64 ЗК РФ предусмотрена возможность передачи земельных споров до принятия дела к производству судом на рассмотрение третейского суда. Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 5 указанного Закона спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейский суд принимает решение большинством голосов. Решение излагается в письменном виде, в нем указывается время и место постановления решения, состав третейского суда; третейская запись, на основании которой действовал суд; наименование всех участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял решение; постановление третейского суда. Решение подписывается всеми судьями и участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции. В том случае, если судья отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в суде по заявлению заинтересованной в этом стороны (см. ст. 45 — 46 Закона о третейских судах).

В то же время практика показывает, что, несмотря на все преимущества рассмотрения дел третейскими судами, стороны при земельных спорах выбирают в основном процедуру их рассмотрения компетентными «государственными» судами. Происходит это потому, что до сих пор контрагенты друг другу не доверяют. Стороны спора не могут положиться на добросовестность друг друга как в подборе судей, так и в выборе процедуры рассмотрения спора, что ведет к невозможности заключения третейского соглашения. Кроме того, такая процедура требует значительных материальных затрат, а это не всем доступно.

Разрешение земельных споров арбитражными судами

Земельные споры рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

В компетенции арбитражных судов находятся споры, возникающие из земельных правоотношений, где сторонами являются юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Земельные споры, в которых хотя бы с одной стороны выступают органы исполнительной власти или публично-правовые образования, в случае осуществления ими экономической или предпринимательской деятельности также подведомственны арбитражным судам.

Учитывая особенности земельных споров, исходя из положений, указанных в ст. ст. 27-33 АПК РФ, руководствуясь составом участников и характером правоотношения спора, арбитражные суды компетентны рассматривать следующие споры, вытекающие из земельных правоотношений:

-о признании права собственности на земельный участок (долю);

-об определении порядка пользования земельным участком (долей);

-об истребовании собственником или иным законным владельцем земельного участка (доли) из чужого незаконного владения;

-об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца земельного участка (доли), не связанных с лишением владения;

Читайте так же:  Порядок отстранения работника от работы

-о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующими законам и иным нормативным правовым актам и нарушающими земельные права и законные интересы организаций и граждан, признанных индивидуальными предпринимателями [1].

Видео (кликните для воспроизведения).

Здесь необходимо учитывать сложную специфику споров, вытекающих из земельных правоотношений. Не во всех случаях, даже при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, спор относится к подведомственности арбитражных судов, на что указывает обширная судебная практика. К примеру, Администрация обратилась в городской суд с иском к Учреждению о признании права собственности на земельный участок и находящееся на нем здание детского сада.

Определением судьи городского суда истцу было отказано в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ как неподведомственного суду общей юрисдикции.

Коллегия по гражданским делам областного суда, своим Определением, отменяя акт городского суда, сослалась на то, что Администрация, предъявляя требование о признании права муниципальной собственности на земельный участок и расположенное на нем здание детского сада, осуществляет властно-публичное полномочие, предоставленное ей Конституцией РФ, Федеральным Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, и не осуществляет тем самым деятельность, относящуюся к сфере экономической либо иной предпринимательской деятельности [2].

Анализируя судебную практику, можно заметить, что из-за особенностей рассмотрения земельных споров длительное время отсутствовал единый подход при определении подведомственности арбитражным судам споров, возникающих между органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти относительно принадлежности прав на распоряжение землей, находящейся на территории муниципального образования. Одни суды исходили из того, что данные споры не подведомственны арбитражным судам в силу разграничения компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти в сфере земельных правоотношений. Другие считали, что здесь затрагиваются экономические интересы государственной власти или органов местного самоуправления, которые могут быть разрешены только арбитражным судом.

Данную проблему отчасти разрешил Научно-консультативный совет при ФАС Уральского округа. Совет указал на следующее: при оспаривании конкретных ненормативных актов органов местного самоуправления, связанных с правом органа местного самоуправления в сфере его экономической деятельности по передаче земельных участков во временное возмездное владение и пользование, в силу ч. 2 ст. 29 АПК РФ возникший спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Земельный спор, возникший из правоотношений, связанных с осуществлением права распоряжения конкретным земельным участком, совершенно обоснованно был признан экономическим и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

Помимо подведомственности, важную роль в качестве процессуального механизма играет подсудность.

В главе 4 АПК РФ определено правило исключительной территориальной подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений: иски о правах на земельные участки рассматриваются по месту нахождения соответствующих участков (ст. 38 АПК РФ).

Говоря о подсудности дел, подведомственных арбитражным судам, отметим, что земельные споры рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов. В определении подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений, в арбитражных судах особых проблем нет, так как законом четко определена компетенция арбитражных судов различного уровня.

Основные особенности разрешения арбитражными судами земельных споров, которые отличают их от других судов, заключаются в следующем:

1) Необходимость досудебного урегулирования спора – это требование общее для большинства арбитражных споров, сохраняется оно и для конфликтов, касающихся земельных участков. Стороны, прежде чем обращаться в суд, должны попытаться уладить спор путем переговоров, а также предоставить подтверждение таких попыток (в виде протокола переговоров, копии претензии или других документов);

2) Подсудность – в арбитражных судах рассматриваются только дела, касающиеся экономической деятельности юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя. В редких случаях арбитраж также может рассматривать земельные споры, касающиеся государственных или муниципальных органов власти, а также госслужб;

3) Равные права при рассмотрении дела – и истец, и ответчик в равной мере могут предоставлять суду доказательства своей правоты. Решение суда основывается на анализе предоставленных документов, потому очень важно ответственно подойти к их подготовке и оформлению.

Разрешение земельных споров в арбитражных судах мало чем отличается от рассмотрения других дел. В целом процесс выглядит следующим образом:

1. Обращение в суд с исковым заявлением и пакетом документов.

Перечень документов, прилагаемых истцом (заявителем) к исковому заявлению (заявлению), приведен в ст. 126 АПК РФ. Прежде всего к заявлению необходимо приложить копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Кроме того, к иску прилагается уведомление или иные документы о вручении (направлении) другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов. Еще одно обязательное приложение к исковому заявлению – документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (квитанция, платежное поручение);

2. Предварительный анализ поданных бумаг, регистрация дела или отказ в рассмотрении (если не соблюдены некоторые процедуры).

Вопрос о принятии арбитражным судом искового заявления к производству судья решает единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ч. 1 ст. 127 АПК РФ). О принятии искового заявления судья выносит определение. Кроме того, судья должен вынести определение о подготовке дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 133 АПК РФ).

Добавим также, что для правильного разрешения земельного спора на стадии подготовки дела к судебному разбирательству необходимо установить категорию земель и целевое назначение спорного земельного участка;

3. Судебное разбирательство, на котором обе стороны пытаются убедить суд в своей правоте. Тот, чьи аргументы и документальные доказательства сильнее, в итоге и выигрывает дело.

В частности, в качестве доказательств признаются:

-документы, подтверждающие право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся на данном земельном участке (свидетельство о регистрации права, справка БТИ);

-кадастровая карта (план) земельного участка;

Читайте так же:  Вентиляция чистка в многоквартирном доме

-иные доказательства, подтверждающие право на данный земельный участок;

4. Вынесение вердикта. Арбитражный суд на основе предоставленных сторонами сведений принимает решение, удовлетворить ли иск истца или отказать в удовлетворении.

В частности, выводы арбитражного суда, изложенные в мотивировочной части решения, определяют преюдициальность обстоятельств, которые могут иметь значение при рассмотрении других дел.

В резолютивной части судебного решения должны быть четко сформулированы окончательные выводы арбитражного суда.

Земельные споры, разрешаемые арбитражными судами, могут быть направлены на подтверждение наличия или отсутствия спорного материального правоотношения (по искам о признании права) или на принудительное исполнение ответчиком своей обязанности (по искам о присуждении). Эта специфика и обусловливает различия в формулировках резолютивных частей решений о признании и решений о присуждении;

5. Стадия апелляции – если одна из сторон не согласна с решением, она имеет право оспорить его в вышестоящей инстанции;

6. Вступление решения в законную силу и исполнение.

1. Бариев А.Г. Земельные споры: постановка проблемы, общие положения, процессуальные особенности // Вестник гражданского процесса. – 2018. – № 5. – С. 227.

2. Определение Ленинградского областного суда: принято 15 января 2014 г. № 33-75/2014.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Порядок рассмотрения земельных споров

Любой спор о правах граждан и юридических лиц может быть рассмотрен в суде. В соответствии со статьей $2$ Гражданского кодекса РФ, земельные отношения регулируются нормами гражданского и земельного законодательства.

Согласно статье $118$ Конституции РФ, земельные споры могут рассматриваться только в порядке регламентированной законом процедуры судопроизводства.

Принципы судебного рассмотрения земельных споров

Рассмотрение земельных споров осуществляется судом на основании состязательности и равноправия сторон. Кроме того, обеспечению законности служат следующие основные принципы разбирательства:

  1. недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав;
  2. равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне;
  3. равная обязанность каждой стороны в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается;
  4. равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Подведомственность земельных споров

До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. В соответствии со статьей $64$ Земельного кодекса РФ, подобное разбирательство происходит при наличии заключенного между сторонами письменного третейского соглашения. Административное рассмотрение споров не является необходимой стадией, предшествующей обращению в суд.

Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями. При этом из подведомственности данных судов исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законодательством РФ к ведению арбитражных судов.

Мировые судьи как низовое звено гражданского судопроизводства рассматривают:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, в том числе и земельных участков;
  2. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей $500$ минимальных размеров оплаты труда;
  3. дела об определении порядка использования имущества, включая порядок пользования участками, находящимися в общей собственности;
  4. другие разногласия, касающиеся земельных отношений.

В остальных случаях гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются районными судами. По общему правилу, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Однако для ряда категорий споров предусмотрена исключительная подсудность. Например, иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты предъявляются в суд по месту их нахождения.

Суд вправе принять к своему производству и рассмотреть по существу любые споры, связанные с земельными отношениями. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Процедура рассмотрения земельных споров

Процессуальный порядок рассмотрения земельных споров подразделяется на следующие стадии:

  1. обращение в суд заинтересованной стороны за защитой своего нарушенного права;
  2. возбуждение дела о рассмотрении земельного спора в суде;
  3. вступительный этап к судебному разбирательству;
  4. стадия судебного разбирательства;
  5. принятие решения по данному делу.

Рассмотрим каждую из вышеперечисленных стадий более подробно.

Обращение в суд заинтересованной стороны выражается в подаче искового заявления. В нем должны быть указаны: наименование сторон и их адреса, цена иска, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к исковому заявлению доказательств, ходатайств и т. п.

Исковое заявление о рассмотрении земельного спора с приложенными документами должно быть зарегистрировано в суде, рассматривающем спор. С этого момента начинается отсчет срока, отпущенного законом на разбирательство данного дела. Этот срок не может превышать одного месяца в суде общей юрисдикции и двух месяцев – в арбитражном суде.

Возбуждению дела о рассмотрении земельного спора предшествует проверка поступивших материалов с точки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела. В целях быстрого и правильного разрешения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах, запросить дополнительные документы по данному спору.

Признав дело достаточно подготовленным к рассмотрению, суд выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, что является заключительным этапом в стадии возбуждения гражданского дела.

Вступительный этап выражается в открытии судебного заседания, проверке явки сторон и других лиц, участвующих в разбирательстве, принятии к ним мер, предусмотренных законом. Сторонам разъясняются их права и обязанности, свидетели удаляются до начала заседания из зала суда, решается вопрос об отводе состава суда и прокурора.

  • Разбирательство начинается с оглашения материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрированных в деле. Затем происходит заслушивание сторон, допрос свидетелей, исследование доказательств. Их оценка осуществляется в процессе судебных прений.
  • Процедура принятия решения судом жестко регламентирована. Решение суда должно быть законным и обоснованным, оно выносится на основании только тех доказательств, которые были рассмотрены в ходе заседания. Не допускается вынесение решения по не подтвержденным предположениям.
  • Читайте так же:  Нумерация помещений в техническом плане

    Доказательства должны быть достоверными и относиться к предмету рассматриваемого в суде земельного спора, а обстоятельства дела, которые по закону подтверждаются определенными средствами, не могут доказываться никакими другими способами.

    Суд обязан всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства, предъявленные по земельному спору, во всей их совокупности. При этом никакие утверждения не имеют для суда заранее установленной силы. Так, заключение эксперта по земельному спору оценивается судом критически, наряду с показаниями свидетелей и иными материалами, закрепленными в документах.

    Оценка представленных сторонами доказательств осуществляется каждым судьей с учетом трех факторов: закона, правосознания и внутреннего убеждения, сложившегося в результате рассмотрения дела.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Подпись на заборе

    Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа. В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов. Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

    Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что «захватчик» перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

    Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик — собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

    Так что никаких нарушений нет.

    А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно — на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась. Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное — нарушены нормы законодательства. Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

    Есть Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года). В этом законе сказано, что «местоположение» границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами. Это делается в тех случаях, когда «в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости».

    Верховный суд подчеркивает — предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

    Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности. Из этого правила есть исключения — не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

    В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон «О государственном кадастре» говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

    Верховный суд напомнил — обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

    В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один — смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали. И еще один важный момент — кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа. Верховный суд подчеркнул — кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

    Из этого Верховный суд делает вывод — отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

    В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

    В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

    Споры по земельным участкам подсудность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here